Очень неприятно встречать годовщину независимости республики новостью о государственной измене. С другой стороны, конец плохой истории лучше, чем его продолжение. Проработавшего восемнадцать лет в полиции безопасности Алексея Дрессена и его супругу задержали вчера вместе с доказательствами вины. Их подозревают в передаче государственных секретов Федеральной службе безопасности России, главная контора которой располагается в Москве на улице Лубянка в здании бывшего КГБ.
На прошлой и на этой неделе мы много писали о давлении России на Латвию. Нашего южного соседа рассматривают в настоящее время самым слабым звеном, на которое удобно совершать нападки. Случай с Дрессеном показывает, что в Москве действуют систематически и против Эстонии. Вопрос, стоят ли за тем или иным событием или провокацией разведывательные службы России, далеко не параноя.
Частное разведывательное агентство Stratfor пишет в своем свежем обзоре, что Москва пытается нейтрализовать Эстонию или ослабить поддержку, исходящую извне. Общей стратегией является раскол в НАТО, чтобы альянс не смог брать больших обязательств в защиту Эстонии.
Частью стратегии Москвы является помешать единым экономическим и энергетическим проектам (хранилище сжиженного газа) и железнодорожным проектам (ориентированная на Европейский союз Rail Baltica) государств Балтии.
О более широких рамках конкретного случая можно кое-что говорить на основании того, о чем говорилось вчера применительно к отделению ФСБ, руководившем деятельностью и заданиям Дрессена.
Он занимался в полиции безопасности слежкой за радикальными организациями. Навряд ли ФСБ представляют жизненно важный интерес скинхеды Тарту. Но они наверняка хотят получить информацию, что знает полиция безопасности Эстонии об организациях, которые Россия в той или иной мере поддерживает.
Наверняка их интересует, кто и какими методами следит за радикалами. Хотя бы для того, чтобы планировать свою поддержку и способы ее предоставления так, чтобы не попасться полиции безопасности.
Не секрет, что Москва рассматривает большую русскоязычную общину в Латвии и Эстонии как инструмент стратегического манипулирования. Мирные отношения между народами не служат интересам Москвы, но зато этому служит раздувание костра ссор и вражды. Это можно делать через конкретных людей и организации, слежка за которыми предположительно и была задачей Дрессена в полиции безопасности.
И наконец: что происходит в полиции безопасности? Как было сказано, способность обнаружить нарушителей закона в своей организации заслуживает всяческих похвал. В то же время нельзя не задать вопрос, не стоят ли за подобными случаями системные ошибки. Это заслуживает серьезного обсуждения на парламентской комиссии по контролю за деятельностью органов безопасности, и, разумеется, среди руководителей полиции безопасности.
Перевод: Хейно Сарап