На Белоруссию внезапно свалилась перспектива дополнительно зарабатывать на транзите нефти. На этой неделе Кабинет министров Украины поручил Министерству энергетики и угольной промышленности изучить возможность транзита азербайджанской нефти в Польшу через Белоруссию.
Этот проект при его реализации может компенсировать Белоруссии ожидаемые потери от сокращения транзита российской нефти после введения в эксплуатацию второй ветки Балтийской трубопроводной системы. Однако реальные шансы на то, что азербайджанская нефть пойдет транзитом через Белоруссию, минимальны, считают эксперты. Этому, во-первых, будет противиться Россия, а во-вторых, ярко выраженного интереса у Польши к азербайджанской нефти пока нет.
Вариант транзита нефти из Азербайджана через Белоруссию возник в связи с желанием Украины максимально загрузить мощности нефтепровода Одесса-Броды. С февраля по май по нефтепроводу на Мозырский НПЗ поставлялась азербайджанская нефть в рамках договоренностей между Белоруссией и Украиной. Однако объемы поставок вряд ли устраивали украинскую сторону. Кроме того, последние полтора месяца поставки азербайджанской нефти на МНПЗ и вовсе были приостановлены из-за ремонта на заводе и возобновились только на днях.
Даже с учетом того, что Белоруссия, по словам экспертов, платит Украине за простаивающий нефтепровод, такой вариант эксплуатации Одесса-Броды не может устраивать украинскую сторону. Из нефтепровода можно выжать намного больше.
Конечно, оптимальным для Украины и Польши был бы вариант прямых поставок каспийской нефти. Но для этого надо достроить нефтепровод Одесса-Броды до польского города Плоцк. Проект затратный — около 500-600 млн. евро, и относительно долгоиграющий — на его реализацию уйдет более двух лет.
Планы Украины по транзиту азербайджанской нефти между тем уже заинтересовали белорусскую сторону. Министр энергетики Белоруссии Александр Озерец сообщил о готовности обсудить с Украиной возможность транзита нефти в Польшу с использованием украинских и белорусских нефтепроводов.
«Если у них есть предложения, мы их детально рассмотрим и просчитаем экономику с учетом собственных интересов», — цитирует министра энергетики БЕЛТА. По словам Озерца, Белоруссия готова проанализировать все возможности и перспективы сотрудничества с Украиной.
По мнению ведущего эксперта Центра имени Разумкова (Украина) Владимира Омельченко, новый проект может быть выгоден Белоруссии с точки зрения диверсификации.
«Для любой страны коммерчески выгоднее, если через ее территорию транзитируется нефть не из одного, а из нескольких государств. В случае с азербайджанской нефтью Белоруссия потенциально может рассчитывать на рост объема транзита. И если поставки этой нефти будут осуществляться дополнительно к транзиту российской нефти при сохранении его объемов, тогда Белоруссия получит дополнительную выручку за счет увеличения объемов транзита».
Выгода будет даже в результате падения транзита российской нефти, так как в этом случае ее заместит нефть азербайджанская. Но жизнеспособность данного проекта под вопросом. Его реализация, по мнению экспертов, на 90% будет зависеть от желания Польши закупать каспийскую нефть, поступающую транзитом через две страны.
Источник в Минэнерго Украины в интервью «Коммерсанту» завил, что теоретически поставки азербайджанской нефти через Белоруссию возможны. «Правда, данный маршрут потребует дополнительных издержек на транспортировку, что может увеличить стоимость сырья», — констатирует он.
Владимир Омельченко соглашается, что для Польши этот проект с экономической точки зрения будет менее привлекательным по сравнению с поставками российской нефти.
«Но Польша рассматривает вопрос поставок каспийской нефти не только с экономической точки зрения, но и с точки зрения обеспечения энергетической безопасности. И в этой связи проект для Польши может оказаться интересен».
Большие сомнения по поводу жизнеспособности этого проекта высказывает директор консалтинговой компании «А-95» Сергей Куюн.
«В нефтяной отрасли логистика и затраты на транспортировку сырья — ключевой вопрос. И такой длинный маршрут движения азербайджанской нефти с перевалкой на море, транспортировкой в Белоруссию, а оттуда в Польшу в конечном счете настолько увеличит первоначальную стоимость сырья, что покупатель просто не захочет его приобретать. Сейчас для Польши действует прекрасный маршрут доставки российской нефти, производства заточены под переработку Urals, поэтому не очень понимаю, зачем им нужна другая нефть. Ради диверсификации? Но в этом случае надо быть готовым к тому, что придется за это платить. А готовности поляков платить я не вижу», — отмечает эксперт.
А вот Украине и Белоруссии нужно быть готовым к тому, что в проект по транзиту нефти в Польшу вмешается Россия. Причем, вопросы вызывает позиция украинского правительства, которое инициирует вмешательство России.
По словам Сергея Куюна, вместе с поручением рассмотреть вопрос транзита азербайджанской нефти через Белоруссию в Польшу кабинет министров поручил Министерству энергетики и угольной промышленности проработать с «Лукойлом» вопрос по возобновлению работы Одесского НПЗ.
«Но это, по словам представителей «Лукойла», возможно лишь в случае возобновления трубопроводной поставки нефти, то есть задействования Одесса-Броды. Однако это автоматически исключает поставку нефти в Белоруссию. Таким образом, здесь пересекаются разные интересы, и выход пока не просматривается. Да и вообще я не думаю, что россияне будут в восторге от инициативы поставок азербайджанской нефти в Польшу. Это ведь их территория», — подчеркивает Сергей Куюн.
С этим соглашается и Владимир Омельченко.
«Думаю, Россия будет препятствовать попыткам транзита нефти через Белоруссию в Польшу, так как она заинтересована усилить конкуренцию на рынках Восточной Европы. Ранее Украина уже вела переговоры о поставках 1,5 миллиона тонн азербайджанской нефти на чешский НПЗ в Кралупах. Однако вмешательство России, предложившей сырье по более низкой цене, не позволило украинской стороне реализовать свои намерения».