Большая проблема всего российского общества – незнание русской истории даже историками и высшими чинами страны. Вот и президент РФ Дмитрий Медведев предложил Украине и Белоруссии вместе отметить 1150 лет российской государственности, заявив, что, мол, у русских, украинцев и белорусов много общего в истории и государственности. Чего и сколько общего в истории было у наших трех народов? К какой дате относится странный некруглый юбилей в 1150 лет?
По поводу 1150 лет. Россия, стало быть, собирается отмечать свою государственность с 862 года, года призвания Рюрика. И вот как же эта Новгородская Русь относится к современной России? Не понятно. К Киеву, Украине то бишь, хоть как-то, но относится, но к Москве!? Ведь предтечей современной России является вовсе не Новгородское, а именно сгубившее его Московское княжество. А это, как говорится, совсем другая история.
Московия, выросшая и окрепшая во времена Золотой Орды, не то чтобы не являлась братской страной с Господином Великим Новгородом, но даже дважды воевала против него. Вначале Новгород захватил Иван III в 1471 году. Но его захват не привел к ликвидации этой русской (не путать с московитами) республики. Новгород постепенно вновь обрел независимость. И вот в 1570 году окончательно расправился с Новгородом Иван IV он же Грозный, утопив славный город в крови. То есть дата «862 год» на этом и закончилась.
В Белоруссии странностей с юбилеями также хватает. Наша армия не так давно отметила свое девяностолетие, дав всем понять, что приписывает себе любимой всю «славную» биографию советских Вооруженных сил, начиная с 1918 года. А Инженерные войска Белоруссии уже отметили свое… трехсотлетие, прозрачно намекая, что сформировались на двести с гаком лет раньше всей белорусской армии, в Речи Посполитой. Как такое может быть, если Белоруссия как суверенное государство существует лишь двадцать лет? Клево! Белоруссии - 20, ее армии - 90, а инженерным войскам – 300 лет! Задачка со сплошными неизвестными.
Но мы отвлеклись. Вопрос другой: а где же Россия в 862 году? Москва как раз убила Новгород, а не стала продолжателем его славных демократических вечевых традиций. В Москве свобод граждан как-то не наблюдалось. Там на троне сидел полубог-царь, и никаких тебе вече и торговых союзов с Европой, как у Новгорода.
Россия в ее нынешнем виде может отсчитывать свой день рождения в лучшем случае с 1480 года, года выхода из состава уже не рейтинговой Золотой Орды. Причем Московия пребывала вне Орды все равно недолго. Василий Третий был уже опять в Орде, разгуливая в чалме, лобзаясь с ханом Крыма Гиреем. Отец Петра Первого Алексей Михайлович, надо заметить, все еще выплачивал дань Крыму, что и видно из документов 17-го века.
Лишь Петр Первый перестал платить дань и провозгласил Московию Россией. Так, может, ей отметить не 1150 лет, а всего лишь 311?
Теперь об общей истории. Она, конечно же, была общей, если вспомнить сколько войн было у многострадальных белорусов с их восточными соседями московитянами, которые с 1500 года шли упрямо на запад, каждые 50 лет отхватывая себе куски земли равные по территории Норвегии (это я Нансена процитировал). Полный захват Белоруссии (на тот час Литвы) в 1795 году, и аж четыре восстания от Костюшко до Слуцкого сбора в 1920-м, все жестоко подавленные – тоже общая история.
Приехавший в Белоруссию вешатель Муравьев – вроде тоже наша общая история. Только с каким-то осадком неприятным, если к тому же учесть, что самая кровопролитная война на земле Белорусси – это вовсе даже не Вторая мировая, а та самая неизвестная война 1654–1667 годов, когда выдворяя «братское» войско царя из своих земель Белоруссия потеряла каждого второго жителя.
Приятно то, что даже в официальной идеологии нынче четко черным по белому сказано: белорусская государственность берет корни вовсе не в какой-то там российской империи или СССР, но в Полоцком княжестве, которое постарше Москвы на несколько веков, и которое даже Киевской Руси подчинялось всего-то 70 лет, а так всегда было самостоятельным. В рамках ВКЛ, также не имевшей ничего общего ни с Московией, ни с заменившей ее Россией, белорусская нация и сформировалась.
Белорусам и украинцам и в самом деле есть, что отмечать сообща – юбилеи Речи Посполитой (в свое время самого демократического парламентского княжества в мире), в которой вместе прожили 230 лет – уж побольше, чем под царской короной и СССР вместе взятыми. Вот где общая история! Но третьим за столом, увы, должен сидеть Бронислав Коморовский, а не Дмитрий Медведев.
Но в Москве, похоже, свои книги пишут. Раньше их читали все в СССР, удивляясь, мол, а где же тут мы? Теперь времена империй, слава Богу, прошли. Но в Москве продолжают писать ностальгические книги о некоей своей Руси. И только сами их и читают, в пределах МКАДа.