Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Результаты года: от Таможенного союза к Евразийскому

© коллаж ИноСМИЕвразийский союз
Евразийский союз
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Каковы предварительные итоги нахождения Белоруссии в Таможенном союзе? Что означает для Белоруссии путинская инициатива создания Евразийского союза? Каким будет белорусское эхо послевыборной акций протеста в России?

Каковы предварительные итоги нахождения Белоруссии в Таможенном союзе? Что означает для Белоруссии путинская инициатива создания Евразийского союза? Каким будет белорусское эхо послевыборной акций протеста в России? Эти темы в программе «Пражский акцент» обсуждают шеф-редактор газеты «Наша ніва» Андрей Дынько, обозреватель радио «Свобода» Валерий Карбалевич и директор Белорусского института стратегических исследований Алексей Пикулик. Ведущий - Юрий Дракохруст.

Дракохруст: Полгода Белоруссия прожила в условиях Таможенного союза с Россией и Казахстаном, определенные элементы этого союза вступили в силу еще в прошлом году. Какие предварительные итоги, что изменилось в экономическом положении страны? Наибольшее внимание СМИ привлекло существенное повышение пошлин на импорт западных автомобилей. Однако некоторые говорят о значительном улучшении условий работы белорусских предприятий на российском рынке. Как же выглядит баланс плюсов и минусов?

Читайте еще: Евразийская шахматная партия

Пикулик:
Следует разобраться с тем, что такое Таможенный союз в том виде, какой он есть. На данный момент существует много противоречивых постановлений, декретов, и Таможенный союз не работает даже на 50% того, что в них заложено. К примеру, 50-й декрет, принятый в 2009 году, противоречит 30-му решению комиссии об освобождении от пошлин тех товаров, которые завозятся в страны Таможенного союза. На этих противоречиях Белоруссия очень активно играет. Существует путаница, и она будет увеличиваться в зависимости от того, как Россия будет поддаваться давлению со стороны ВТО. Что касается плюсов или минусов, то я считаю, что Таможенный союз может стать плюсом для Белоруссии, если подтолкнет белорусскую экономику к реформам, так как Белоруссии придется идти на новые рынки и пытаться конкурировать с Россией. Если нет, то белорусская экономика будет либо изолирована, либо сюда польется дешевый импорт из России, если Единое экономическое пространство продвинется.

Дынько: Похоже, эффект от вступления Белоруссии в Таможенный союз предсказуем, товарооборот Белоруссии и России рос быстрее, чем в предыдущие годы.

Карбалевич: Главным результатом присоединения Белоруссии к новому интеграционному объединению стало то, что страна получала в этом году российский газ и нефть по льготным ценам. А на следующий год - еще более льготные условия поставок энергоресурсов. Это вряд ли было бы возможным, если бы Белоруссия не вступила в Таможенный союз, Единое экономическое пространство (ЕЭП). Москва угрожала ввести пошлину даже на газ, если Минск не присоединится к этому союзу. Все остальные последствия членства Белоруссии в этом объединении пока мало значимы (кроме пошлины на «иномарки»).

Что касается баланса плюсов и минусов. Дешевые газ и нефть - это плюс. Особенно в условиях экономического кризиса, которые переживает страна. Унификация экономической политики в рамках ЕЭП будет стимулировать рыночные реформы в будущем. Что касается минусов. Возвращение России на субсидирование белорусской экономики - это увеличение зависимости Белоруссии от России. С другой стороны, «халявные» деньги не будут стимулировать реформы, нет большой необходимости размораживать отношения с Западом. Вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО) приведет к тому, что Таможенный союз будет действовать по правилам этой организации. И Белоруссия, которая не является членом ВТО, получит все минусы функционирования экономики по правилам ВТО, но не получит плюсов. Наконец для белорусских властей присоединение к Таможенному союзу было безвариантным, в нынешних условиях другого выхода не было.

Дракохруст: Важным идеологическим и политическим событием года стало обнародование российским премьером Владимиром Путиным амбициозного проекта создания Евразийского союза. На ваш взгляд что это такое - план восстановления СССР, Российской империи, союз равных - такой Евросоюз на востоке, чисто деловой проект, вообще пиарный пузырь? Какова роль этого проекта, перспективы, новое видение Москвы, как он играет и будет играть в белорусско-российских отношениях?

Карбалевич: Это больше геополитический чем экономический проект. Его смысл в усилении влияния на постсоветское пространство. Частично это ответ на программу ЕС «Восточное партнерство». Другое дело, и пока трудно говорить об этом, что из этого получится. Ведь проектов постсоветской интеграции было много, но большинство из них трудно считать удачными. Ведь одно дело - таможенная интеграция, и совсем другое - экономическая интеграция. Пока трудно представить, как может происходить унификация макроэкономической политики трех государств, если в Белоруссии инфляция за год превысила 100%, а в России, кажется, - около 7%. Процесс экономической интеграции трех государств ведет к усилению влияния России на Белоруссию. Кредит в 10 миллиардов долларов на строительство АЭС ведет к тому, что в дополнение к энергетической зависимости, появится сильная финансовая зависимость Белоруссии от России.

Еще по теме: Евразийскийи союз - капкан или покаяние Путина

Дынько:
Очевидно, Евразийский союз не может быть копией СССР, но так видится будущая зона влияния России. Хотя, как видим, сам Путин ослабел, его авторитет падает, что не закончится на мартовских выборах, а будет продолжаться, и это будет ставить большой знак вопроса на будущие отношения. Я не думаю, что Путин отдаст власть, но как он будет ее поддерживать, как это скажется на состоянии демократии в России, ее политической системе?

Несмотря на ослабление Путина, я думаю, что Евразийский союз российская элита будет продвигать независимо от того, кто будет править в Москве, там почти не прозвучало критических голосов в отношении этого проекта. Надо называть вещи своими именами. Нынешняя Республика Беларусь - это фактически не независимое государство, а протекторат России. То, что Лукашенко первым поддержал это союз, только укрепляет это положение. Теперь встает вопрос, каким образом Белоруссия может изменить этот статус.

Пикулик: Я бы не во всем согласился с господином Карбалевичем в вопросе о скидках на газ и нефть, так как решение предоставить Белоруссии субсидии и продолжить ренту - это функции не Таможенного союза, а руководства России. И я не соглашусь с тезисом господина Дынько, что Таможенный союз можно рассматривать как процесс аннексии Белоруссии Россией. Первоначально вся эта интеграционная вещь, которая создавалась как политический проект с уклоном в пиар, была попыткой интеграции всех, кто захочет, - от Лиссабона до Владивостока. На удивление России, Лукашенко с удовольствием подписывал то, чего не читал. Можно посмотреть, как быстро Россия форсирует принятие решений Таможенного союза, требуется быстрая подготовка к выборам. Это проект на периферии ВТО, скорее всего это пиар. Я не думаю, что Белоруссия серьезно проиграет от вступления России в ВТО, просто Россия будет вынуждена инициировать законодательные изменения в рамках Таможенного союза под требования ВТО. Это непосредственно скажется на Белоруссии. Что касается необратимости процесса, то Белоруссия может легко оттуда выйти, я не вижу здесь ничего фатального, хотя соглашусь, что влияние России на Белоруссию усиливается, но это обратимый процесс.

Дракохруст: У меня вопрос о провозглашенной в этом году идее Евразийского союза.



Пикулик:
Идея пока настолько размыта, что еще о ней даже говорить нечего. С 1 июля они изменят названия, но от этого ничего не изменится. Возможно, власть Лукашенко будет ограничена международным правом.

Дракохруст:
Во время прошлогодней избирательной кампании многие называли основных оппозиционных кандидатов - Владимира Некляева и Андрея Санникова - пророссийскими. Теперь, спустя год после выборов - какова судьба пророссийскости в Белоруссии? Как изменилось отношение к России общества, народа, как изменилось отношение элит? В частности, какие перспективы появления в Белоруссии влиятельной пророссийской политической силы?

Еще по теме: Половине россиян близка идея Евразийского союза


Дынько: Самая пророссийская в Белоруссии сила - это Александр Лукашенко. Я бы сказал, что это самый ценный актив России в Белоруссии, намного дороже “Белтрансгаза” или других вложений. В такой ситуации трудно сказать сможет ли кто-то сдвинуть Лукашенко. В последнее время Лукашенко сидел очень тихо, за этот год не было почти ни одного неосторожного высказывания. Что касается белорусской оппозиции и ее деятельности год назад, то многие кандидаты в тюрьме, и это снимает многие вопросы к ним. Нужно, чтобы они вышли. Кажется, Россия для этого ничего не сделала, а вот Евросоюз настаивает на освобождении политзаключенных. Россию интересует только допуск российского капитала на белорусский рынок. Некоторые из кандидатов были очень наивными в своем видении России.

Карбалевич: В начале хочу сказать, что Россия очень жестко связывала поставки газа и нефти со вступлением Белоруссии в Таможенный союз. То, что Россия отменила пошлины на нефть, является следствием того, что Белоруссия стала членом Таможенного союза. Даже вопрос о кредите 10 миллиардов долларов Россия увязывала с вступлением Белоруссии в эту интеграционную структуру. Я не согласен с выводом господина Дынько, что Белоруссия сегодня является протекторатом России. Я думаю, что Белоруссия - независимое государство, ведь за этот год единственное, что сдал Лукашенко, это «Белтрансгаз». Все остальное не сдано. Возврат России к субсидированию белорусской экономики улучшило отношение к РФ и ее народу, к элите. Ведь «халяву» любят все. Действующий политический режим Белоруссии твердо держит монополию на пророссийскость и не допустит появления никакой другой силы, никакого конкурента. Теперь, с учетом событий последних месяцев, эта ниша в белорусско-российских отношениях занята.

Пикулик: Я говорил только о том, что не надо путать бонус за вступление в Таможенный союз с самим Таможенным союзом. В нем самом нет ничего, что бы давало Белоруссии системные преференции, я говорю о юридических нюансах и правилах игры. Безусловно, Россия купила участие Белоруссии в Таможенном союзе.

Теперь что касается пророссийскости и пророссийской политической силы. Понятно, что некоторые кандидаты пытались понравиться в том числе и Кремлю, а также пророссийскому электорату в Белоруссии. Число сторонников интеграции с Западом приблизительно равно Востоку, поэтому любой рациональный кандидат будет максимизировать свою поддержку, играя на всех полях. Но тем, кто думал, что Россия может вступить в игру, нужно было пройти определенный кастинг. Я уверен, что в прошедшей избирательной кампании ни у кого из кандидатов не было российских денег, так как Россия почти никогда не разговаривает с потенциальной властью, она поддерживает диалог только с действующей властью, это касается всех стран. Появление российских денег все бы сразу почувствовали. Если мы составим бюджет всех оппозиционных кандидатов, то это будет не самая люксовая квартира в центре Москвы. Что касается перспектив, я здесь соглашусь, что Лукашенко будет удерживать эту нишу?

Читайте еще: Вертикаль Евразии


Дракохруст: Чего можно ждать от белорусско-российских отношений в 2012 году? Какие неожиданности вы предвидете?

Карбалевич: Я вижу определенные проблемы, которые могут возникнуть в белорусско-российских отношениях по нескольким вопросам. Надо подождать, пока состоятся выборы в России, и мы увидим, что есть предвыборный пиар, а что реальная политика. Может возникнуть конфликт при перечислении денег Антикризисного фонда ЕврАзЭС, поскольку все же ЕврАзЭС требует от Белоруссии конкретных рыночных действий, положительной ставки банковского процента. Здесь споры будут неизбежны, если начнется реальное экономическое объединение. И наконец, вступление России во Всемирную торговую организацию также, возможно, вызовет определенный конфликт, о котором я уже говорил. Белоруссия будет вынуждена жить по новым правилам, не получая бонусов от членства во Всемирной торговой организации.

Пикулик: Я думаю, что после выборов президента России многое может измениться. Если мы говорим о Таможенном союзе или Едином экономическом пространстве, то Белоруссия нарушает те обязательства, которые она на себя взяла. К примеру, Белоруссия должна согласовывать сырье, импортируемое в страну по определенным инвест-договорам для конкретных инвест-проектов, но этого не было ни разу. Поэтому скоро начнет проявляться раздражение политических лиц России, и мы увидим это после российских президентских выборов. Российский бизнес всерьез приходит в Белоруссию и участвует в тех же электронных тендерах, в которых вынуждены участвовать белорусские предприятия. Не знаю, на сколько у России хватит терпения закрывать глаза на то, как Белоруссия нарушает взятые на себя обязательства.

Дынько: Я соглашусь с господином Пикулик, что Россия действительно не хочет аннексировать Белоруссию, она хочет закрепить то состояние протектората, которое образовалось, она хочет так укрепить свои позиции, чтобы разрыв был невозможен, чтобы Белоруссия сама не захотела отрыва. Эта зависимость, доведенная Лукашенко до такой степени, что сегодня любой разрыв приведет к таким же экономических катаклизмам, к которым привел разрыв хозяйственных связей внутри СССР. Что будет делать Россия, если вопрос «Белтрансгаза» решен, я думаю, что следующей задачей будут нефтеперерабатывающие заводы. Во-первых, Россия будет предлагать такие схемы для поставки нефти, при которых Белоруссия будет поставлять нефтепродукты обратно на российский рынок, а не на рынок Евросоюза. И дальше Россия будет требовать, чтобы российский капитал пустили и в Мозырь и в Новополоцк, взамен Лукашенко будет добиваться, возможно, постройки третьего нефтеперерабатывающего завода, наивно полагая, что эти инвестиции решающие для экономики Белоруссии. Всемирная торговая организация не станет значительным фактором в ближайшие годы, просто потому что России не нужно менять свой таможенный режим для мировой торговой организации, а те изменения, которые должны состояться через 5 лет, сомневаюсь, что вообще состоятся. Постсоветские режимы настолько привыкли не выполнять свои обязанности, что не факт, что они будут приспосабливаться к требованиям Всемирной торговой организации. В то же время белорусское общество будет рваться к независимости, из положения протектората, и именно это стремление будет создавать динамику последующих лет, а все остальное будет реакцией на это.

Перевод: Светлана Тиванова