Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Вино, женщины и ВТО

© РИА Новости / Перейти в фотобанкГрузинское вино
Грузинское вино
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Сложные отношения России и Грузии, по сути, единственное, что отделяет Москву от вступления в ВТО. Существует один единственный торговый вопрос, который России стоит решить, если она планирует переломить грузинское вето. И этот вопрос - запрет на импорт грузинских вин и минеральных вод, который Москва ввела против Тбилиси в 2006 году.

Это была прекрасная грузинская сцена. Мы сидели за столом с веселым хозяином Юмбером в маленьком кирпичном домике, перед гостями шашлык из свинины и вино, которое Юмбер сделал всего в нескольких метрах от нас. Через окно я видел ряды виноградников, чуть поодаль средневековую церковь на скале, а вдали виднелись снежные пики гор. Юмбер поднимал тосты за всех сидящих за столом и их родственников. Когда очередь произносить тост дошла до меня, я сказал «за вино».

Конечно же, я сидел за столом Юмбера по делу. Моей главной задачей было выяснить, каким образом состояние грузинской винной промышленности влияет на перспективы России вступить во Всемирную торговую организацию. Как мы знаем, Россия является крупнейшей экономикой за рамками ВТО. С 1991 года российское правительство несколько раз поменяло свою позицию к вступлению в ВТО, не решив, выиграет или проиграет российская экономика от свободной международной торговли. В конце концов, Россия, заручившись поддержкой Запада, собирается вступить в организацию. Западные бизнесмены смакуют возможное увеличение товарооборота с Россией на миллиарды долларов. Если все пройдет гладко, то Россия вступит в ВТО уже к концу года.

Но осталась одна проблема: отношения России и Грузии, которая, как одна из 153 членов ВТО, может заблокировать вступление новой страны.

Все стараются, как могут. США и представители ЕС осознают, что вето Грузии является лишь следствием непростых двусторонних отношений между Тбилиси и Москвой, в которые никто вмешиваться не собирается, по крайней мере, открыто. Посредником между сторонами выступает министр иностранных дел Швейцарии. Представители Грузии заявляют, что не хотят «политизировать» процесс, хотя то, что они называют «торговыми вопросами» - статус границ Абхазии и Южной Осетии, скорее является политическим для Москвы.

Существует один единственный торговый вопрос, который России стоит решить, если она планирует переломить грузинское вето. И этот вопрос - эмбарго на импорт грузинских вин и минеральных вод, которое Москва ввела против Грузии.

Исключительно карательная политика. В 2006 году Россия ввела односторонний запрет на ввоз грузинского вина и знаменитой минеральной воды «Боржоми». У России были формальные причины для этого, так как грузинский винный рынок не регулируется и заполнен подделками. Но это являлось лишь предлогом: Россия продолжает импортировать поддельные продукты из стран, с которыми у России нет политических разногласий. И, если грузинское вино такого плохого качества, то об этом явно забыли предупредить российских дипломатов в Тбилиси. Когда позже в том же году их вывозили из страны во время шпионского скандала, грузинское телевидение показало, как они тащат огромные канистры вина по аэропорту.

Запрет имел катастрофический эффект. Россия импортировала 90% грузинского вина или 52 миллиона бутылок в 2005 году. Рынок рухнул. Регион Кахетии обеднел. С тех пор винное производство кое-как восстановилось. В настоящее время Украина является главным рынком сбыта, хотя Грузия скромно пытается выйти и на новые рынки, даже в США.

Есть одна положительная сторона от введения эмбарго: производители подделок закрыли бизнес, а производители сконцентрировались на качестве, перестав гнаться за количеством. Поля вокруг дома Юмбера раньше были покрыты виноградниками, в настоящее время почти все пустуют. Это значит, что грузинские производители обрадуются возвращению на российский рынок, но данный вопрос больше не является для них жизненно важным. Грузины ждут большего. В этой международной партии в покер они хотят правильно разыграть оказавшиеся у них карты против своего самого крупного противника, но в тоже время не хотят отдалять от себя западных друзей, которые ратуют за вступление России в ВТО.

Снятие эмбарго не только вопрос денег, это придаст устойчивости российско-грузинским отношениям в преддверии скорых и непростых выборов в обеих странах, в ходе которых данный вопрос может быть использован как политический инструмент. А также поможет двум немаловажным социальным группам. Первая это грузинское сельское хозяйство, которое страдает больше любой сферы от пренебрежения собственного правительства и действий России. Вторая группа – российские женщины, которые являлись основными потребителями красных сладких вин, таких как Киндзмараули (которое большинство иностранцев просто не в состоянии пить) и которых так несправедливо лишили их любимого напитка. Получить одобрение половины российского населения не может быть плохой целью для грузинских дипломатов.