Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
В Казани не будет принят эпохальный документ

Так считает руководитель Аналитического центра глобализации и регионального сотрудничества Степан Григорян

© РИА Новости / Перейти в фотобанкПрезиденты России, Армении и Азербайджана Д.Медведев, С.Саргсян и И.Алиев провели трехстороннюю встречу в Астрахани
Президенты России, Армении и Азербайджана Д.Медведев, С.Саргсян и И.Алиев провели трехстороннюю встречу в Астрахани
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В последнее время президенты Армении и Азербайджана подписали несколько документов – в Майндорфе, Астрахани, в марте этого года в Сочи, но сейчас не то время, чтобы был подписан документ. Ни один документ, во всяком случае, серьезный, не будет подписан потому, что не выполнены шаги, зафиксированные в предыдущих документах.

24 июня в Казани встретятся президенты Армении, Азербайджана и России. Будет ли в результате этой встречи достигнут заметный прогресс в вопросе урегулирования карабахской проблемы?

Отвечая на этот вопрос, политолог Степан Григорян сказал: «Каждый этап переговоров по урегулированию нагорно-карабахского конфликта имеет свои новые элементы. Перед каждой встречей президентов Армении и Азербайджана, неважно, в каком формате она проходит, всегда появляются новые элементы. Одним из появившихся сегодня новых элементов является то, что истекает срок передачи России в аренду Габалинской станции в Азербайджане. Понятно, что если Азербайджан согласится продлить на 10 лет срок договора об использовании этой станции, то не исключено, что Россия изменит расстановку акцентов в своей политике по проблеме Нагорного Карабаха. Я не исключаю, что именно этим обусловлены озвучиваемые в последнее время МИД РФ заявления о том, что пришло время предпринять более решительные шаги в вопросе решения карабахской проблемы. До этого Россия говорила лишь о том, что проблема должна быть решена мирным путем и т.д.

Возможно, что в результате изменения позиции России в вопросе Нагорного Карабаха она что-то получит от Азербайджана в вопросе Габалы. Приведу еще один пример. В последнее время вновь активизировались проблемы, связанные с альтернативным газопроводами «Набукко» и «Южный поток». Это те проекты, которые волнуют США. Сегодняшняя внешняя политика Соединенных Штатов очень слаба, в этом плане Обама слабый президент, поэтому в вопросе Карабаха он может пойти по пути непротивопоставления России и попытаться найти с ней общий язык. Но здесь есть третий фактор – фактор Сирии. Очевидно, что США, Франция и Германия стремятся применить в отношении Сирии новые санкции, против чего выступает Россия. Не исключено, что в Совете безопасности ООН они призовут Россию не блокировать вопрос введения санкций против Сирии, пообещав взамен  пойти навстречу России.

Все эти три фактора сработали и привели к тому , что на саммите «Большой восьмерки» в Довиле президенты трех стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ выступили с совместным заявлением, в котором призвали конфликтующие стороны решительно идти к урегулированию проблемы. То есть возникли новые обстоятельства, которые заставляют страны-сопредседатели МГ требовать от сторон конкретных и решительных шагов. Однако я думаю, что перечисленные мной обстоятельства не очень весомы и пока недостаточны для того, чтобы в вопросе Нагорного Карабаха произошли решающие изменения».

Касаясь возможности подписания в Казани какого-либо документа, политолог напомнил о том, что в последнее время президенты Армении и Азербайджана подписали несколько документов – в Майндорфе, Астрахани, в марте этого года в Сочи, но сейчас, по его словам, «не то время, чтобы был подписан документ».

«Сегодня  вопрос Нагорного Карабаха находится на том этапе, когда должны осуществляться шаги, по которым в Майндорфе, Астрахани, Сочи были подписаны соглашения. А там были подписаны очень важные документы – об отводе снайперов, обмене военнопленными и трупами и т.д.»,- отметил С.Григорян.

По его мнению, ни один документ, во всяком случае, серьезный, не будет подписан не только потому, что стороны не придут к окончательному согласию, а потому, что не выполнены шаги, зафиксированные в предыдущих документах. Встреча в Казани направлена не на подписание нового договора, связанного с основными принципами урегулирования, а на обсуждение конкретных действий по осуществлению шагов, которые указаны в уже подписанных документах, считает политолог.

«Я не понимаю, когда говорят, что должен быть подписан документ по базовым принципам. У меня такое ощущение, что люди, которые это говорят, не имеют представления о том, что на саммите ОБСЕ в Астане 1 декабря 2010 г. президенты Армении и Азербайджана присоединились к совместному заявлению делегаций стран-сопредседателей МГ ОБСЕ, в котором четко сказано, что стороны присоединяются к решениям саммитов в Мускоке и Аквиле. То есть они присоединились к заявлению, в котором зафиксированы три Мадридских принципа урегулирования проблемы: территориальная целостность, право наций на самоопределение и мирное урегулирование проблемы, а также вытекающие из этого 6 шагов. Именно поэтому я не могу понять заявления о том, что стороны должны быть готовы к подписанию в Казани соглашения по базовым принципам»,- отметил Степан Гигорян.

По его словам, проблема совсем в другом – в том, что стороны по-своему комментируют и преподносят эти три принципа. Баку говорит: да, право на самоопределение, но в рамках территориальной целостности, а Ереван говорит, что эти три принципа равноценны, но необходимо учитывать право народа Карабаха на самоопределение.

«Да, проблема Нагорного Карабаха находится в центре внимания крупных держав, и это неплохо», - отметил наш собеседник. В таком случае, чем обусловлено заявление французского сопредседателя МГ ОБСЕ Бернара Фасье о том, что в Казани стороны должны одобрить окончательный вариант основополагающих Мадридских принципов? «Я думаю, учитывается именно то, что Армения и Азербайджан по-разному трактуют документ, подписанный в Астане», - предположил С.Григорян.

Если в Казани стороны придут к согласию вокруг этого документа, будет ли это закреплено соответствующим документом? Нет, считает политолог, так как стороны не придут к согласию. «Никаких оснований утверждать, что Ереван и Баку смогут придти к единому мнению по этим принципам, нет. В этом вопросе между сторонами пока существуют жесткие разногласия. Не  сформирована также атмосфера, позволяющая предположить, что подобное соглашение может быть достигнуто».

Но ведь инициаторы встречи в Казани не могут позволить, чтобы она потерпела провал, а, следовательно, надо полагать, будет предпринята попытка завуалировать это каким-либо документом, скажем, очередным соглашением о сохранении перемирия и о других подобных вопросах? «Сегодня мы можем четко сказать, что по основным принципам или окончательным шагам в Казани не будет подписан какой-либо документ. Однако не исключено, что, наподобие Майндорфа и Астрахани, будет подписан документ, связанный с перемирием, или с предложенной сопредседателями МГ ОБСЕ главной проблемой – проблемой снайперов, и стороны хотя бы формально возьмут на себя обязательства», - отметил Степан Григорян.

Касаясь возможного обсуждения вопроса о сдаче территорий, политолог сказал: «Не думаю, что сегодня этот вопрос вообще актуален. Другое дело, что азербайджанцы как на официальном уровне, так и на уровне общества и экспертов вводят в обращение этот вопрос, однако это скорее их желание, нежели реалия, находящаяся на столе переговоров. Я не сомневаюсь, что в настоящее время вопрос возвращения территорий или их части не обсуждается. Я даже сомневаюсь, что в Казани вообще будет подписан документ». Так что в Казани, по мнению Степана Григоряна, эпохальный документ не будет принят.