Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

WikiLeaks публикует переговоры между Михаилом Саакашвили и Тиной Кейденау

© REUTERS/Gary Hershornwikileaks
wikileaks
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Веб-страница WikiLeaks, которая продолжает публиковать конфиденциальные дипломатические телеграммы США, 11 июля опубликовала очередное письмо, направленное из Посольства США в Тбилиси в Вашингтон, в котором описывается содержание беседы между президентом Михаилом Саакашвили и заместителем помощника государственного секретаря США Тиной Кейденау.

Веб-страница WikiLeaks, которая продолжает публиковать конфиденциальные дипломатические телеграммы США, 11 июля опубликовала очередное письмо, направленное из Посольства США в Тбилиси в Вашингтон, в котором описывается содержание беседы между президентом Михаилом Саакашвили и заместителем помощника государственного секретаря США Тиной Кейденау.

Из телеграммы выясняется, что США и, очевидно, не только США, выражали обеспокоенность в связи с назначением два года назад на должность министра обороны Грузии Бачо Ахалаия. В телеграмме также речь идет о проблемах, связанных с судом и демократическими реформами.

Ниже приводится перевод опубликованной на веб-странице WikiLeaks телеграммы, датированной 25 сентября 2009 года:

Грузия: Саакашвили разделяет беспокойство Кейденау в связи с ее признанием, защищает министра обороны

1. Краткое содержание. Во время ознакомительной встречи с президентом Саакашвили 15 сентября заместитель помощника государственного секретаря по вопросам Европы Тина Кейденау призвала его к прогрессу с точки зрения демократических реформ, что позволит международному содружеству усилить поддержку Грузии, а также это будет содействовать внутренней стабильности, о чем ранее заявил вице-президент Джо Байден. Саакашвили выразил обеспокоенность в связи с признанием Абхазии и Южной Осетии со стороны Венесуэлы, а также в связи с вероятностью того, что и другие страны могли бы присоединиться к этому признанию. Заместитель помощника государственного секретаря Кейденау еще раз выразила поддержку территориальной целостности Грузии. Кейденау выразила глубокую обеспокоенность от имени США и международного содружества по поводу потенциальной угрозы и правовых аспектов задержания Грузией судов на Черном море у Абхазии, ведущих незаконную торговлю. Она также выразила обеспокоенность в связи с назначением новым министром обороны Бачо Ахалаия, который имеет плохую репутацию, особенно, в отношении прав человека. В ответ на это президент Саакашвили призвал США дать шанс Ахалаия, чтобы он подтвердил свою верность реформам. Конец краткого содержания.

Признание (Абхазии и Южной Осетии): Венесуэла и Белоруссия

2. Президента Саакашвили, который был хорошо информирован о встречах Кейденау, которые она провела днем раньше в Тбилиси, на этой встрече (с Кейденау) сопровождал гражданин США, его советник Дэниел Кунин; (Тину) Кейденау сопровождал исполняющий обязанности (посла США), советник Офиса (Госдепартамента) по вопросам Кавказа и региональных конфликтов Бирнер и исполняющий обязанности заместителя посла Фишер. Саакашвили начал (встречу) с выражением обеспокоенности, что за признанием Венесуэлой Абхазии и Южной Осетии могут последовать аналогичные шаги и со стороны других (стран); Он заявил, что Беларусь находится на границ принятия решения и отметил, что надеется, что Запад будет действовать быстро, чтобы не допустить такого шага (со стороны Беларуси). По его утверждению, Лукашенко «ненавидит Владимира Путина» и именно поэтому он (Лукашенко) не запретил импорта грузинской продукции в 2006 году. Несмотря на это, Беларусь испытывает сильное экономическое давление со стороны России и долго не сможет выдержать этого. Кейденау сказала Михеилу Саакашвили, что Беларусь непоследовательна и непрогнозируема, но обещала, что США сделают все, что могут, чтобы помешать в целом процессу признания, а конкретно вопрос Белоруссии обсудят с европейцами. Она призвала (Саакашвили) отвечать на любое признание сдержанно, и подчеркнула публичные заявления помощника государственного секретаря США Филиппа Гордона, согласно которым, признание (Абхазии и Южной Осетии) со стороны Венесуэлы не является значительной угрозой для суверенитета Грузии.

3. По Саакашвили было заметно, что его мало волнует возможность признания (Сухуми и Цхинвали) африканскими странами. Он сказал Тине Кейденау, что если Белоруссия решить признать, Грузия не сможет работать с Белоруссией в рамках созданной недавно Евросоюзом «Инициативы Восточного партнерства». Если (в случае признания) Евросоюз не выдворит Белоруссию из «Восточного партнерства», тогда Грузии придется покинуть его. Кейденау призвала Саакашвили к близкой координации с Евросоюзом и посоветовала не предпринимать поспешных действий, что было бы контрпродуктивно и нанесло бы вред отношениям Грузии с Евросоюзом.

Вызовы конфликтной зоны

4. Саакашвили заявил (Тине) Кейденау, что он надеется, что США не смотрят на конфликты, как на замороженные навечно. Ситуация, по его словам, вновь неопределенна. Произошедший 14 сентября (2009 г.) в Зугдиди взрыв, по его словам, является подтверждением нестабильности. В качестве примера того давления, которое, по мнению Саакашвили, Россия желает осуществить, он (Саакашвили) рассказал Кейденау о той откровенной беседе, которая у него была в феврале 2008 года с тогдашним президентом России Владимиром Путиным. По словам Саакашвили, Путин сказал ему: «Готовься», так как ясно, что Запад собирается признать Косово. Путин намекнул, что если Грузия воздержится от сближения с НАТО, тогда, возможно, Россия не признала бы Абхазию и Южную Осетию. По утверждению Саакашвили, из-за того, что у России напряженные отношения с Грузией, это создает Путину вызовы на всем остальном постсоветском пространстве и конкретно упомянул усиленное присутствие России за последние месяцы в Туркмении. Он сказал, что «Россия желает закрыть осаду вокруг нас со всех сторон».

5. Кейденау спросила Саакашвили о мнении относительно того, каким образом могли бы США и Грузия осуществить конкретные программы для восстановления контактов между проживающими вдоль административных границ жителями. Саакашвили призвал к осторожному подходу и заявил, что, по его мнению, постоянный контакт с сухумским руководством важен, но контакты между народами должны быть подготовлены таким образом, чтобы не произошло присвоение каких-либо элементов государственности де-факто властям. По его словам, в прошлом он заблокировал несколько ордеров на арест, которые требовали выдать некоторые представители властей Грузии против де-факто лидеров. По его словам, он хотел сделать все возможное для сближения. Кейденау сказала Михаилу Саакашвили, что США хотели действовать гармонично с Грузией с точки зрения осуществления помощи США на административной пограничной линии. Однако там же отметила, что правительству Грузии придется серьезно позаботиться о нескольких важных вопросах, в том числе и таких, как предоставление разрешения жителями Абхазии на проезд с использованием российских паспортов. Саакашвили отметил, что на него не смог оказать впечатления план Евросоюза относительно открытия офиса в Сухуми – такое действие было бы неправильным посланием и это могло восприниматься, как посольство.

6. Саакашвили выразил благодарность за поддержку последней резолюции Генеральной Ассамблеи ООН со стороны США. Кейденау отметила, что гибкая позиция Грузии по формулировке (резолюции) была решающей для успеха.

7. Кейденау поставила вопрос о задержании Грузией судов в Черном море и сказала президенту Саакашвили, что США рассматривают это, как предмет для серьезной обеспокоенности, не на столько с правовой точки зрения (хотя она подчеркнула обеспокоенность и с этой точки зрения), и предупредила, что такие действия легко могут обостриться и перерасти в более серьезную (проблему). Саакашвили воздержался от обещания, что задержания (судов) полностью будут прекращены, но заявил, что Грузия тесно работала с Турцией, чтобы в будущем предотвратить такое мореходство, которое нарушает законодательство Грузии и подчеркнул последние заявления России, которые постоянно представляют Грузию в качестве стороны провокатора. Саакашвили косвенно признал угрозу, обострения, сказав: «Мы должны быть сумасшедшими, чтобы вовлечься в такую конфронтацию».

Региональные вопросы


8. Саакашвили сказал (Тине) Кейденау, что он рассматривает турецко-армянское сближение, как позитивный шаг и надеется, что события последнего времени подтолкнут Армению выйти из сферы влияния России. По его словам, у него есть ожидания, что со стороны Азербайджана могут быть кратковременные опасения, но азербайджанцы смогут в долгосрочной перспективе увидеть прогресс в улучшении отношений. Кейденау согласилась, что установление турецко-армянских отношений может позитивно повлиять полностью на Южный Кавказ, особенно, на экономическое развитие региона.

Демократические реформы – являются решающими для успеха Грузии

9. Кейденау сказала президенту Саакашвили, что во время визита в Тбилиси она встретилась с членами Совета Американской торговой палаты и они согласились (с мнением), что главным препятствием для экономического развития является не исходящая от российского военного присутствия угроза, а недостаточный прогресс относительно вопросов верховенства закона и обеспокоенность, связанная с внутриполитической стабильностью. Она (Кейденау) отметила, что бизнес-круги имеют в виду конкретно прямое давление на суд со стороны правительства, как фактор, препятствующий хорошему управлению и верховенству закона. Саакашвили ответил, что судебная система Грузии менее коррумпирована, чем в других местах по соседству, в том числе и Турции. Он охарактеризовал реформы в Грузии, как «процесс». Он сказал, что у Грузии есть молодые амбициозные судьи, у которых есть хорошее вознаграждение, но они нуждаются в больше образовании и приближения к Западу, чтобы улучшить независимость судебной системы. Он отметил, что президент уже не участвует в процессе назначения судей.

10. Кейденау спросила, какую помощь могут оказать США в усилении грузинских СМИ. Саакашвили сказал, что фундаментальная проблема заключается в том, что журналисты не знают английского языка и поэтому очень ограничены в своей деятельности. Он также заявил, что грузинские журналисты коренным образом неправильно понимают роль свободной прессы, однако выразил надежду, что дальнейшие контакты с западом помогут в урегулировании этой проблемы. Он отметил, что во время акций протеста оппозиция угрожала журналистам. Он еще раз повторил свою прежнюю просьбу к США относительно тренингов по английскому языку, поддерживаемых со стороны правительства.

Новый министр обороны

11. Кейденау выразила обеспокоенность в связи с назначением на должность министра обороны Бачо Ахалаия, ответив, что у него плохое прошлое с точки зрения соблюдения прав человека. Саакашвили сразу же сказал (Тине Кейденау), что он не понимает, почему последовала международная критика относительно этого кадрового выбора; Во время руководства Департаментом по исполнению наказания Ахалаия был ответственен за то, чтобы справиться с мафией в Грузии и в результате, с точки зрения борьбы с организованной преступностью было больше успеха, чем в какой-либо из бывших советских стран. По утверждению Саакашвили, бывший министр обороны Давид Сихарулидзе не смог добиться реального прогресса с точки зрения осуществления реформ, и что он был лучшим дипломатом, нежели министром, и что он (Саакашвили), как президент, был обязан потребовать ответа от Сихарулидзе за (известный под именем) Мухрованский переворот (в мае 2009 г.). Саакашвили призвал Кейденау и других официальных не спешить с заключениями относительно назначения Ахалаия и предложил Кейденау оценить работу (Ахалаия) на новой должности. Кейденау призвала президента Саакашвили осознать, каким образом повлияло это назначение на международную репутацию Грузии и подчеркнула значение того, что нужно воздерживаться в будущем от таких действий.