Можно со стопроцентной уверенностью сказать, что посредническая миссия президента России Дмитрия Медведева по урегулированию армяно-азербайджанского конфликта вокруг Нагорного Карабаха провалена. Признаться, даже антироссийские настроения в данном контексте не являются и не могут стать побудительным мотивом для пессимистических выводов. И автор этих строк пишет об этом без всякого намека на злорадство. Скорее, наоборот. Дело далеко не в симпатиях или же антипатиях, а в реалиях, которые наводят на мысль о том, что даже личное послание главы российского государства Д.Медведева к президентам конфликтующих государств не спасло ситуацию.
Президенты Азербайджана и Армении - Ильхам Алиев и Серж Саркисян - получили послание Д.Медведева 8 июля. Через пять дней - 13 июля Д.Медведеву был передан ответ президента Азербайджана. Притом, передавая ответ И.Алиева главе МИД России Сергею Лаврову, министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров почти открытым текстом дал понять, что официальный Баку принял предложения Д.Медведева. «Не все зависит от позиции официального Баку и президента Азербайджана. Необходимо дождаться и ответа президента Армении Сержа Саркисяна», - заявил тогда Эльмар Мамедъяров.
С.Саркисян долго держал паузу и ответил на послание Д.Медведева аж через две недели, если быть более точным, то только 22 июля, что само по себе навело на мысль, что официальный Ереван не в восторге от новых предложений президента России. Кроме того, никаких «сопутствующих» ответу комментариев позитивного характера со стороны официального Еревана не последовало.
Прошла неделя. А от Кремля ни слуху ни духа. С.Лавров в последующем со ссылкой на Д.Медведева дал ясный мессидж о том, что «пора договариваться». Думается, ведомству С.Лаврова достаточно было всего нескольких часов, а может быть, и еще меньше, чтобы сопоставить, проанализировать и сделать соответствующие из ответных посланий выводы. Но в этом ключе, надо полагать, нужно было ответить всего лишь на один вопрос: позволяют ли изложенные в двух ответах позиции надеяться на успех миротворческой миссии Д.Медведева или нет?! А так как Кремль до сих пор молчит, то можно заключить, что, по крайней мере, одна из сторон конфликта отреагировала на предложения М.Медведева, мягко говоря, не соответствующим образом. Из чего в Кремле и сделали вывод, что, по крайней мере, в ближайшей перспективе стороны не готовы прислушаться к призыву «пора договариваться».
Жесткая, а иногда и оскорбительная словесная перепалка между официальным Баку и Ереваном также является косвенным доказательством провала посреднической миссии Д. Медведева. Ведь если бы все шло как по маслу, то не стали бы политики «напрягать ситуацию».
После встречи с польским президентом Б.Коморовским С.Саркисян, по сути, признал закономерность провала казанской встречи, притом по вине официального Еревана. «Законное право народа Нагорного Карабаха распоряжаться собственной судьбой, иметь гарантии безопасности и развиваться на своей исторической родине должны уважать все, другого видения нет», - это слова С. Саркисяна из совместной с польским коллегой Б. Коморовским пресс-конференции. «Ожидания от казанской встречи, как наши, так и мирового сообщества, были очень велики, но, к сожалению, они не оправдались. В Казани, на самом деле, мы были очень близки к успеху», - заявил президент Армении.
При этом он подчеркнул, что не может назвать встречу трех президентов в Казани фиаско:»Произошло то, что должно было произойти. Об этом я говорил в ходе заседания в ПАСЕ. Речь идет об отсутствии необходимой атмосферы для урегулирования. В первую очередь должна быть улучшена эта атмосфера».
Из заявления С.Саркисяна можно сделать вывод, что официальный Ереван добивается такого варианта урегулирования, который предопределит окончательный статус Нагорного Карабаха как независимого государства. На это не может согласиться Азербайджан. Но самое главное, этого не могут предложить Азербайджану посредники, в том числе Россия. А на обратное могут, в принципе, согласиться все участники процесса мирного урегулирования, кроме Армении.
Именно это, то есть невозможность согласования окончательного статуса Нагорного Карабаха, а не отсутствие соответствующей атмосферы, является преградой для урегулирования конфликта. С.Саркисян не настолько наивен, чтобы не понимать, что как только стороны добьются реального прогресса в урегулировании конфликта, то сразу появится соответствующая атмосфера.
В самом Ереване ходят слухи, что С.Саркисян проявил невиданную смелость и «отказал» самому президенту России Д.Медведеву. Если С.Саркисян действительно отверг предложения Д.Медведева по НК, то один из лидеров парламентской фракции партии «Наследие» Лариса Алавердян приветствует это. Она не сомневается, что в послании Д.Медведева есть и позитивные для Армении моменты, но «в любом документе есть пункт, ради которого пишутся остальные 10». «Будучи страной-сопредседателем МГ ОБСЕ, РФ не может игнорировать Мадридские принципы: ввод миротворческих сил, ширину Лачинского коридора, референдум в НКР», считает она.
«Независимо от нынешнего этапа урегулирования, перед С.Саркисяном стоит одна задача: изменить русло течения процесса. Это должно быть сделано не красивыми словами и реверансами, а реальной политикой. Решение, навязанное извне, ведет нас в тупик»,- утверждает она.
Причем это - тупик для всего региона, и Азербайджана в том числе. «У армянской стороны сегодня есть чудесная возможность показать всем, что все попытки урегулирования - политические, экономические, даже экологические - к успеху не привели. Приемлем только правовой путь. Для этого РА должна выступить с инициативой»,- говорит она. «В чем суть конфликта? Это - национально-освободительная борьба со стороны армян и борьба за территориальную целостность - со стороны Азербайджана. Рассмотрим - что значит территориальная целостность в данном регионе в свете правовых документов, как до советизации, так и за последние 20 лет. У нас на руках - весомые козыри»,- сказала она в беседе с «А1+».
Обращает на себя внимание, что Л.Алавердян желает свести на нет большой дипломатический успех Армении последних лет, который и подводит черту под попытки мирного урегулирования конфликта.