Визит главного редактора радиостанции «Эхо Москвы» Алексея Венедиктова и ведущего журналиста этой же редакции Татьяны Фельгенгауэр в Грузию событие неординарное. Естественно, их впечатления, высказанные в передаче «Своими глазами» вызвали наш интерес. Скажем сразу, услышанное нас сильно обескуражило и породило желание поделиться нашим «особым мнением».
«Мы были туристами» - так определили журналисты цель своего визита в Грузию. Надо сказать, «туристам» явно повезло: они смогли пообщаться почти со всей политической элитой страны – от Президента и до представителей оппозиции! Много добрых слов было сказано о красотах Тбилиси, размахе новостроек Аджарии, впечатляющих реформах, о доброжелательности простых людей «Блошиного рынка» к гостям... И не было бы вопросов, если бы это были впечатления действительно проезжих туристов, а не крупных журналистов, политических обозревателей единственной в России оппозиционной радиостанции «Эхо Москвы»!
Беседу о современной Грузии журналисты начали с визита к Шеварднадзе. Встреча, видимо, прошла в теплой и непринужденной обстановке. Как отметил Алексей Алексеевич, большую часть беседы говорили о внучке Шеварднадзе Софико, для которой дед передал записку, - когда ж, мол, ты выйдешь замуж... (несведущим поясним, что Софико работает на «Эхе Москвы»). Внучке Шеварднадзе мы искренне желаем успехов в личной жизни, что же касается ее деда, думается, что господин Венедиктов, при желании мог бы задать ему вопросы посущественнее. А именно, спросить у Шеварднадзе, пославшего в 1992 году незаконные вооруженные отряды Иоселиани и Китовани в Сухуми – как он видит перспективу урегулирования абхазского вопроса? Более чем странно наблюдать такое со стороны профессионалов, которые не будучи туристами из далеких заморских стран, не понаслышке осведомлены о деятельности «Белого лиса» и в советские и в постсоветские времена. Одним словом, от постановки неудобных вопросов бывшему главе советского МИД журналисты уклонились...
А вот министру Образования Грузии Дмитрию Шашкину г-н Венедиктов ставит вопрос ребром – почему у вас сократили русский сектор? Да простит нам Алексей Алексеевич столь вульгарное сравнение, но, вспомнился всуе приезд в Грузию в 80-х годах прошлого столетия члена Политбюро ЦК КПСС товарища Лигачева: Почему у вас так мало русскоязычных факультетов? Грозно спросил тогда всемогущий Егор Кузьмич. И в срочном порядке были вызваны руководители всех вузов, и стали, как грибы после дождя открываться русскоязычные факультеты... К счастью, времена уже не те. И на упомянутый вопрос министр ответил спокойно: потому, что нет спроса на русский язык... Добавим от себя, что Россия сделала все возможное и невозможное, чтобы грузинская молодежь отвернулась и от России, и от русского языка. Поехать учиться в Россию и будучи «лицом кавказской национальности» иметь перспективу быть избитым, или, в лучшем случае депортированным в «телячьем вагоне»? – Желающих очень мало. Не Саакашвили «зажимает русский язык», как было сказано в передаче, а российское правительство прикладывает все усилия для достижения этой цели.
Немало удивил и ответ г-на Венедиктова на вопрос слушателя – «Кому можно доверять, Саакашвили или Бурджанадзе?». Г-н главный редактор ответил: «У Саакашвили своя правда, у Бурджанадзе – своя». К Бурджанадзе у нас вопросов нет, там все ясно. А вот, у г-на Венедиктова хотелось спросить: когда Нино Анзоровна в интервью для «Эха Москвы» заявляет (цитируем дословно)- «... многие известные российские журналисты получают серьезную оплату от Саакашвили и даже квартиры за то, чтобы те рассказывали о чудесах, происходящих в Грузии», так, г-н главный редактор, кто же они, эти самые «известные и коррумпированные»? В Грузию приезжали Валерия Новодворская, Юлия Латынина, Матвей Ганопольский – честь и совесть российской журналистики! Им что ли платит Саакашвили? И, если бы подкуп этих людей был возможен, что, у Путина не нашлось что ли на это средств? Это и есть « своя правда» Нино Анзоровны, г-н Венедиктов?!
Резюмируя отношения грузинской политической элиты к России, журналисты «Эха» определили их, как «несколько нервные». Алексей Венедиктов даже спросил у президента, нет ли у него «антироссийской паранойи»(?!)
... Действительно, с чего так нервничают президент и его команда? Злые языки утверждают, якобы виной тому страшный сон, приснившийся Саакашвили летом 2008-го. Снилось ему дескать, что 28 июля того года начался интенсивный обстрел грузинских сел со стороны Цхинвали, и, что в тот самый день в сепаратистскую область прибыли высокие военные чины, а именно – замминистра Обороны России генерал армии Николай Панков и командующий 58-ой армией Анатолий Хрулев... А еще приснилось президенту, что 3-го августа в Цхинвальский регион вошел разведывательный батальон 42-ой мотострелковой дивизии..., а 4-го медицинские части и части связи 58-ой российской армии..., 5-го августа через Рокский тоннель входит 33-я воздушно-десантная штурмовая бригада, 40 орудий..., 6-го августа руководство Северо-Кавказского военного округа расквартировывается в Джаве и, наконец, в четыре часа утра 7-го августа в Рокский тоннель проходят танковые бригады... И стоит (во сне, конечно) президент перед дилеммой: либо отдать приказ о вводе войск в Цхинвали, чтобы хоть на несколько дней задержать российскую армаду, либо начать рыть окопы в Тбилиси...
Об этом сне Саакашвили каким-то образом узнал никто иной, как отчим Татьяны Фельгенгауэр, известный военный эксперт Павел Фельгенгауэр, который первый среди российских обозревателей пришел к выводу, что «...цель военных действии России полностью деморализовать Грузию и свергнуть власть».
Вот и «впали в паранойю» с тех пор президент и его команда: то им взрывы мерещатся, то наращивание российского военного присутствия на оккупированных территориях, то шпионы за каждым деревом.
Вы правы, г-н Венедиктов, зря нервничает президент, ведь такое только в бредовом сне может присниться.
Медея Тушмалишвили – представитель объединения грузин, живущих на Западе «Хартия 2010», Париж