Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Свет, камера, Грузия

© Michael Loccisano/Getty Images/AFPЭнди Гарсия на американской премьере фильма «Пяти дней войны» (5 Days of War)
Энди Гарсия на американской премьере фильма «Пяти дней войны» (5 Days of War)
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Вчера вечером мне выпала возможность присутствовать на первом американском показе «Пяти дней войны» (5 Days of War) - нового фильма в жанре «экшн», снятого во время российско-грузинской войны 2008 года.

Вчера вечером мне выпала возможность присутствовать на первом американском показе «Пяти дней войны» (5 Days of War) - нового фильма в жанре «экшн», снятого во время российско-грузинской войны 2008 года. Общественный резонанс вокруг этой картины концентрировался в основном на том, кто его финансирует – больше всего денег на него выделил грузинский магнат, владелец золотоносных шахт, который также заседает в парламенте страны. Также в его создании значительное участие приняли грузинские военные. Общественность обращала внимание и на то, что снял картину мало одаренный режиссер Реми Харлин (Remy Harlin), более известный своими попкорновыми стрелялками-боевиками «Крепкий орешек-2» (Die Hard 2) и «Скалолаз» (Cliffhanger), чем политическими драмами.

Мне была менее интересна политическая составляющая – это прогрузинский, антироссийский фильм, и это совершенно скрывается. Мне больше хотелось понять, насколько он эффектен и впечатляющ. Те, кто поддерживал этот проект, судя по всему, имели в виду что-то похожее на «Отель «Руанда» (Hotel Rwanda) или «Поля смерти» (The Killing Fields) – фильмы, которые фактически неплохо повысили уровень осведомленности о тех трагических событиях, которые в них описываются, и придали определенные сюжетные рамки тем международным трагедиям, которые до того не удостоились особого внимания в США, в то время, когда эти события происходили. Считают ли они, что они стоят своих денег?

Ну… не совсем. Фильм снят вокруг истории освобождения Томаса Андерса (Thomas Anders), тележурналиста-фрилансера, которого играет Руперт Френд (Rupert Friend). Сначала мы встречаем Андерса в Ираке, в сцене, которая одновременно устанавливает его внутренний конфликт – весь фильм он проводит, борясь с виной, вызванной гибелью его девушки (которую почему-то играет Хизер Грэм (Heather Graham) – а заодно освещает участие грузинских войск в американской войне в Ираке.

Несколькими годами спустя обостряется напряженность на Северном Кавказе, как нам показывает экспозиция – многочисленные информационные программы, где показывается анимированная карта России, выполненная в стиле «красной угрозы», России, которая поглощает своих соседей. («Добро пожаловать в холодную войну: Продолжение», - говорит один из героев – на тот случай, если вы не уловили идею).

Андерс и его симпатичный британский оператор Себастьян вылетают в Тбилиси, и тут аудиторию начинают кормить смонтированными в стиле Travel Channel сценами прекрасных видов Грузии и грузин. (Я отдаю должное Харлину за попытку представить Грузию одновременно и жертвой невыразимых зверств, и великолепным направлением для туризма. Кульминацией этого становится сельская свадьба, где аутентичные национальные танцы прерываются российской бомбежкой, и конечно же все это сопровождается брызгами крови и отрезанными конечностями).

Андерс и Себастьян перебираются в Южную Осетию, где они оказываются в ловушке в результате боевых действий, спасают красивую грузинскую студентку, которая изучает политологию, и которую играет Эммануэль Шрики (Emanuelle Chiriqui) из сериала «Антураж» (Entourage), и становятся свидетелями резни в деревне, которую устраивают бойцы нерегулярных пророссийских сил под командованием демонического казака в татуировках.

Вторая половина фильма состоит из того, как наши герои пытаются переправить отснятую ими пленку в мир, пока страна превращается в кровавую баню. В коротком эпизоде появляется Вэл Килмер (Val Kilmer), он играет сквернословящего и пьющего военного корреспондента, который произносит что-то вроде «Война похожа на старую беззубую шлюху».

Эта сюжетная линия прерывается сценами в Тбилиси с участием грузинского президента Михаила Саакашвили, которого играет Энди Гарсиа (Andy Garcia). Президент тщетно пытается убедить международное сообщество вмешаться. (вашингтонские зануды получат удовольствие от сцен обращения к бывшему заместителю помощника госсекретаря а ныне послу в Азербайджане Мэтью Брайзе (Matthew Bryza).

У фильма имеются некоторые проблемы с тональностью. В какой-то момент вы видим, как пожилой женщине стреляют по ногам и оставляют истекать кровью, а через несколько минут грузинские коммандос врываются через окна, чтобы спасти жертв, в стиле Джона Макклейна (John McClane) (героя фильмов «Крепкий орешек» - прим. пер.). Есть несколько моментов сюжета, смысл которых остается неясным. (Почему нашим героям приходится пробираться в покинутый вещательный центр в Гори, в то время как город бомбят, вместо того, чтобы вернуться в Тбилиси, где обосновалась половина западной прессы?) Гарсиа очень хорошо соответствует Саакашвили физически, и играет его весьма сильно, но остальные актеры играют очень неровно и неубедительно, особенно Шрики, отсутствие акцента у которой неубедительно объясняется тем, что она училась в США.

Еще большая проблема с фильмом, возможно, заключается в том, что не совсем ясно, что он хочет сказать и кому. Фильм открывается известной цитатой сенатора Хирама Джонсона (Hiram Johnson): «Первой жертвой, когда приходит война, становится правда». (Твердый изоляционист, Джонсон, почти наверняка выступил бы против вмешательства в Грузии). Журналисты постоянно огорчаются из-за безразличия мира к конфликту, который имел место во время Олимпиады 2008 года. Более того, как говорит один из персонажей, «все разделяют точку зрения Кремля», что Грузия первой открыла огонь, а российские силы действовали ради защиты мирных граждан.

Я это помню не совсем так. Война, на самом деле, стала сравнительно серьезной историей, когда она происходила. Саакашвили постоянно высказывал свой взгляд на события в интервью западным СМИ. Сенатор и кандидат в президенты даже, как известно, провозгласил: «Мы все грузины».

Справедливым будет сказать, что Грузия выпала из спектра внимания для большинства американцев, но страна по-прежнему имеет весьма сильное представительство в Вашингтоне, свидетельством чему стал показ прошлым вечером, и в той степени, в какой большинство американцев помнят войну, я был бы готов поставить на то, что они, вероятно, были на грузинской стороне.

Я подозреваю, что крайне негативное изображение российских войск в фильме шокирует не особо много американцев, которых кормили злобными русскими на большом экране десятилетиями. Люди, знакомые с ситуацией, вряд ли поменяют свое мнение после фильма. А те, которые нет, вероятно, на него не пойдут. Вэл Килмер не совсем тот персонаж, который способен собрать кассу.