Вчера вечером мне выпала возможность присутствовать на первом американском показе «Пяти дней войны» (5 Days of War) - нового фильма в жанре «экшн», снятого во время российско-грузинской войны 2008 года. Общественный резонанс вокруг этой картины концентрировался в основном на том, кто его финансирует – больше всего денег на него выделил грузинский магнат, владелец золотоносных шахт, который также заседает в парламенте страны. Также в его создании значительное участие приняли грузинские военные. Общественность обращала внимание и на то, что снял картину мало одаренный режиссер Реми Харлин (Remy Harlin), более известный своими попкорновыми стрелялками-боевиками «Крепкий орешек-2» (Die Hard 2) и «Скалолаз» (Cliffhanger), чем политическими драмами.
Мне была менее интересна политическая составляющая – это прогрузинский, антироссийский фильм, и это совершенно скрывается. Мне больше хотелось понять, насколько он эффектен и впечатляющ. Те, кто поддерживал этот проект, судя по всему, имели в виду что-то похожее на «Отель «Руанда» (Hotel Rwanda) или «Поля смерти» (The Killing Fields) – фильмы, которые фактически неплохо повысили уровень осведомленности о тех трагических событиях, которые в них описываются, и придали определенные сюжетные рамки тем международным трагедиям, которые до того не удостоились особого внимания в США, в то время, когда эти события происходили. Считают ли они, что они стоят своих денег?
Ну… не совсем. Фильм снят вокруг истории освобождения Томаса Андерса (Thomas Anders), тележурналиста-фрилансера, которого играет Руперт Френд (Rupert Friend). Сначала мы встречаем Андерса в Ираке, в сцене, которая одновременно устанавливает его внутренний конфликт – весь фильм он проводит, борясь с виной, вызванной гибелью его девушки (которую почему-то играет Хизер Грэм (Heather Graham) – а заодно освещает участие грузинских войск в американской войне в Ираке.
Несколькими годами спустя обостряется напряженность на Северном Кавказе, как нам показывает экспозиция – многочисленные информационные программы, где показывается анимированная карта России, выполненная в стиле «красной угрозы», России, которая поглощает своих соседей. («Добро пожаловать в холодную войну: Продолжение», - говорит один из героев – на тот случай, если вы не уловили идею).
Андерс и его симпатичный британский оператор Себастьян вылетают в Тбилиси, и тут аудиторию начинают кормить смонтированными в стиле Travel Channel сценами прекрасных видов Грузии и грузин. (Я отдаю должное Харлину за попытку представить Грузию одновременно и жертвой невыразимых зверств, и великолепным направлением для туризма. Кульминацией этого становится сельская свадьба, где аутентичные национальные танцы прерываются российской бомбежкой, и конечно же все это сопровождается брызгами крови и отрезанными конечностями).
Андерс и Себастьян перебираются в Южную Осетию, где они оказываются в ловушке в результате боевых действий, спасают красивую грузинскую студентку, которая изучает политологию, и которую играет Эммануэль Шрики (Emanuelle Chiriqui) из сериала «Антураж» (Entourage), и становятся свидетелями резни в деревне, которую устраивают бойцы нерегулярных пророссийских сил под командованием демонического казака в татуировках.
Вторая половина фильма состоит из того, как наши герои пытаются переправить отснятую ими пленку в мир, пока страна превращается в кровавую баню. В коротком эпизоде появляется Вэл Килмер (Val Kilmer), он играет сквернословящего и пьющего военного корреспондента, который произносит что-то вроде «Война похожа на старую беззубую шлюху».
Эта сюжетная линия прерывается сценами в Тбилиси с участием грузинского президента Михаила Саакашвили, которого играет Энди Гарсиа (Andy Garcia). Президент тщетно пытается убедить международное сообщество вмешаться. (вашингтонские зануды получат удовольствие от сцен обращения к бывшему заместителю помощника госсекретаря а ныне послу в Азербайджане Мэтью Брайзе (Matthew Bryza).
У фильма имеются некоторые проблемы с тональностью. В какой-то момент вы видим, как пожилой женщине стреляют по ногам и оставляют истекать кровью, а через несколько минут грузинские коммандос врываются через окна, чтобы спасти жертв, в стиле Джона Макклейна (John McClane) (героя фильмов «Крепкий орешек» - прим. пер.). Есть несколько моментов сюжета, смысл которых остается неясным. (Почему нашим героям приходится пробираться в покинутый вещательный центр в Гори, в то время как город бомбят, вместо того, чтобы вернуться в Тбилиси, где обосновалась половина западной прессы?) Гарсиа очень хорошо соответствует Саакашвили физически, и играет его весьма сильно, но остальные актеры играют очень неровно и неубедительно, особенно Шрики, отсутствие акцента у которой неубедительно объясняется тем, что она училась в США.
Еще большая проблема с фильмом, возможно, заключается в том, что не совсем ясно, что он хочет сказать и кому. Фильм открывается известной цитатой сенатора Хирама Джонсона (Hiram Johnson): «Первой жертвой, когда приходит война, становится правда». (Твердый изоляционист, Джонсон, почти наверняка выступил бы против вмешательства в Грузии). Журналисты постоянно огорчаются из-за безразличия мира к конфликту, который имел место во время Олимпиады 2008 года. Более того, как говорит один из персонажей, «все разделяют точку зрения Кремля», что Грузия первой открыла огонь, а российские силы действовали ради защиты мирных граждан.
Я это помню не совсем так. Война, на самом деле, стала сравнительно серьезной историей, когда она происходила. Саакашвили постоянно высказывал свой взгляд на события в интервью западным СМИ. Сенатор и кандидат в президенты даже, как известно, провозгласил: «Мы все грузины».
Справедливым будет сказать, что Грузия выпала из спектра внимания для большинства американцев, но страна по-прежнему имеет весьма сильное представительство в Вашингтоне, свидетельством чему стал показ прошлым вечером, и в той степени, в какой большинство американцев помнят войну, я был бы готов поставить на то, что они, вероятно, были на грузинской стороне.
Я подозреваю, что крайне негативное изображение российских войск в фильме шокирует не особо много американцев, которых кормили злобными русскими на большом экране десятилетиями. Люди, знакомые с ситуацией, вряд ли поменяют свое мнение после фильма. А те, которые нет, вероятно, на него не пойдут. Вэл Килмер не совсем тот персонаж, который способен собрать кассу.