Армению в последнее время взволновало непостоянное членство Азербайджана в Совете Безопасности ООН (СБ ООН). Где-то это можно оправдать: так или иначе, внешний фон делает свое дело. Тем не менее, трудно принять пессимизм некоторых деятелей, так как у Азербайджана не будет видимой выгоды от статуса непостоянного члена СБ ООН. Это понимают даже в Баку. По этому поводу политолог и член комиссии парламента Азербайджана по внешним связям Расим Мусабеков сказал, что «погоду в СБ ООН будут делать сверхдержавы». И это - реалии или констатация факта.
Тем не менее, Ильхам Алиев выгадает, так как у него появится еще один рычаг для полного контроля внутриполитической ситуации и решения проблем, связанных с предстоящими президентскими выборами. И такие признаки уже есть: случившееся пропаганда считает «свидетельством авторитетности Азербайджана на международной арене». А от этого до представления статуса непостоянного члена СБ ООН как «залога международного авторитета» Ильхама Алиева - полшага.
Недостатка в подобном опыте в Азербайджане нет. Вместе с тем, на вопрос: «почему Азербайджан стал непостоянным членом СБ ООН?» - трудно найти однозначный ответ. Факт в том, что это не констатация «авторитетности» этой страны. Это и не результат какой-то «сделки». Хотя и точно сыграл тут свою роль фактор исламской или «турецкой солидарности».
Впечатление складывается такое, будто в данном вопросе международное сообщество «пошло навстречу» азербайджанской претенциозности. Но, по-видимому, это тот случай, когда «солдатская жертва дает качественное преимущество». Хотим того или нет, но Азербайджан только своими коммуникационными и энергетическими возможностями представляет геополитический интерес. А это в официальных подходах Баку трансформируется в мышление типа «наш вес должен быть возмещен». И здесь, безусловно, для Азербайджана первичным является разрешение нагорно-карабахской проблемы.
В то же время, кажется, что максималистская позиция, которую выказывает Ильхам Алиев, серьезно противоречит странам, «делающим погоду» в мировой политике. Или, может быть, их далеко идущим планам, касающимся региона. И в такой ситуации они попытались «выпустить пар» путем непостоянного членства Азербайджана в СБ ООН. Речь идет о желании сверхдержав обеспечить стабильность в регионе в ближайшем будущем.
Возможно, это обоюдная дипломатическая игра. Тем не менее, складывается впечатление, что благодаря статусу непостоянного члена СБ ООН, Азербайджан окажется более понятливым. Но одно очевидно: Баку не может существенно воздействовать на принятие или непринятие какого-либо геополитического решения, как и не будет иметь возможность самостоятельно проводить лоббирование в СБ ООН.
Еще по теме: Есть победа. Что дальше?
Ситуация для Ильхама Алиева может иметь пропагандистское значение. В частности, на вопрос «почему не начинается война», который, вероятно, задаст азербайджанская оппозиция по мере приближения сроков проведения президентских выборов, властвующая элита будет иметь обоснованный новым статусом Азербайджана ответ: «Не может же страна - непостоянный член СБ ООН пойти на авантюру, когда имеет дипломатическую возможность решить проблему в свою пользу».
По-видимому, в ближайшие два года Азербайджан в Совете Безопасности ООН даст несколько «представлений», которые будут сопровождаться истеричными выпадами. Однако принципиально ничего не изменится, пока не пришли к общему знаменателю или очень далеки от этого «делающие погоду» страны. Особенно в контексте предстоящих выборов в странах-сопредседателях МГ ОБСЕ и более серьезных геополитических вызовов.