В армянской прессе происходит активная дискуссия по поводу качества армяно-российских отношений. Но пока эта дискуссия не переходит в политическую плоскость и в парламент. Партии и отдельные деятели весьма осторожны в этом плане и предпочитают «жаловаться» на экспансивность России в приветных беседах, не выводя свое мнение в публичный оборот. Что касается парламента, то он нем как рыба, когда дело касается «старшего брата».
Между тем, этот вопрос может стать ключевым в политической дискуссии в предвыборный период. Армянские партии будут по очереди предлагать свои программы и методы решения проблем, пытаться перекричать друг друга, но по большому счету они будут предлагать одно и то же. Новшеством может стать лишь программа, в основу которой будет заложен пересмотр отношений с Россией и предложение о переходе к истинно многовекторной политике.
Написать и презентовать такую программу будет непросто, но тот, кто сделает это, не только обретет тысячи сторонников, но и определит вектор развития Армении.
В конце концов, во время выборов мы будем отдавать голоса не личностям, а тому, что они предложат. А предлагают сейчас практически одно и то же: о демонополизации и деолигополизации экономики говорит и оппозиция, и премьер-министр. О демократических преобразованиях и гражданском форуме также имеются положения во всех программах. Разница лишь в том, что одни говорят об этом как о насущной необходимости, а другие – имитационно, потому что связаны с Россией слишком тесными узами и не могут вырваться из ее объятий.
То, что Россия препятствует развитию Армении, признается на аналитическом уровне. Об этом говорят и политологи, и экономисты. Достаточно отметить, что при заключении договоров, в том числе, договора о Зоне свободной торговли, Россия даже не намекнула, что ожидает в Армении неких реформ. Это значит, что Россию вполне устраивает нынешняя система управления в Армении.
Но устраивает ли она нас? Хотим ли мы развиваться в этом направлении, независимо от того, кого считаем харизматичнее, – Путина или Саркози. Хотим ли мы вообще развиваться и понимаем ли, кто мешает нам это делать? А если понимаем, почему в нашем политическом спектре не появляются партии, которые способны поднимать эти вопросы и организовать по ним публичную дискуссию. Ведь выборы – это итоги публичной дискуссии, и если ее нет, значит, выборы – просто формальность.
В Армении нет политической дискуссии по поводу того, что Серж Саргсян в Москве, фактически, заявил о намерении страны вступить в Таможенный союз. Правда, он оговорился, что это долгий процесс, но не стал наотрез отказываться. «Таможенный союз – не та организация, в которую можно подать заявку и завтра же получить приглашение», – заявил глава армянского государства. Он отметил, что при рассмотрении вопроса необходимо учитывать отсутствие у Армении общих границ с Россией. «Препятствия существуют, однако они не могут помешать продвижению процесса. Мы его начали и будем двигаться вперед», – заявил президент Армении.
При этом он отметил, что Армения активно проводит политику вовлечения в мировые процессы, участвует в программе ЕС «Восточное партнерство», считает ее хорошей возможностью провести масштабные коренные преобразования, целью которых является построение лучшей Армении.
Но он не сказал, может ли страна-член Зоны свободной торговли СНГ и Таможенного союза, продолжать переговоры об ассоциации с ЕС, о европейской зоне свободной торговли.
Сама Европа пока также воздерживается от оценок. Прозвучало лишь мнение главы делегации Евросоюза в Молдавии Дирка Шубеля. Он сказал, что подписание Молдавией Соглашения о зоне свободной торговли со странами СНГ, не препятствует торговле Молдавии со странами ЕС. «Если же речь пойдет о вступлении Молдавии в Таможенный союз, то определенные проблемы возникают, так как в Евросоюзе действуют другие правила, пошлины и тарифы. Если Молдавия стремится к углубленному режиму свободной торговли с ЕС, то она должна определиться, по какому пути идет», - отметил Шубель.