Российская власть ведет себя оскорбительно по отношению к российскому народу, заявил президент Грузии Михаил Саакашвили. По словам грузинского президента, находясь во главе страны, победившей фашизм, и одновременно оккупируя грузинскую территорию, руководство РФ проявляет неуважение и к собственным гражданам.
«Я хочу напомнить, что согласно резолюциям Европарламента и в соответствии с международной терминологией, Россия осуществляет незаконную военную оккупацию значительной части территории Грузии. Я полагаю, что это – оскорбление российского народа со стороны правительства: страна, вместе с другими нациями одержавшая победу в борьбе против фашистских оккупантов, сегодня, согласно международной терминологии, сама является оккупантом другой страны», – заявил Саакашвили 9-го мая, выступая в Батуми на конференции Организации международного туризма.
«Грузия была на первом месте по количеству погибших во время Второй мировой войны среди стран постсоветского пространства. Цинизм сегодняшней ситуации заключается в том, что на территории народов бывшего Советского Союза вновь появились оккупанты и оккупированные», – сказал президент Грузии.
Напомним, что во Второй мировой войне участвовали более 750 тысяч грузин. Согласно статистическим данным, среди советских республик Грузия понесла самые тяжелые потери в процентном соотношении к населению.
«Односторонняя конструктивность»
Как заявил Михаил Саакашвили, несмотря на проблемы с руководством РФ, упразднив 29-го февраля визовый режим с Россией, Грузия объявила об «одностороннем конструктивном отношении» к россиянам. «Я не знаю в мире другой страны, которая сделала бы такое за последние годы», – сказал президент Грузии.
«В то время как грузины практически не могут получить российские визы, мы упразднили их для граждан Российской Федерации, – констатировал Саакашвили. – Несмотря на устрашающие предупреждения от МИДа России, что в Грузии им угрожает опасность, уже практически произошел взрыв в цифрах с точки зрения прибытия сюда российских туристов».
Примечательно, что согласно статистическим данным МВД Грузии о пересечении иностранными гражданами государственной границы Грузии, «индекс эффективности отмены визового режима выразился в 80-процентном росте визитеров из России».
По словам Саакашвили, привлекательность Грузии для туристов связана с особым «подходом», который заключается в том, что «ни одна страна не должна нуждаться в визах для приезда в Грузию».
«Для нас приезд одного миллиона россиян в Грузию – не просто экономический вопрос, – подчеркнул грузинский президент. – Это вопрос о том, что один миллион жителей России унесет с собой из Грузии правду о Грузии».
«Результат открытости»
Упомянул Михаил Саакашвили и об интервью, которое бывший президент РФ Дмитрий Медведев дал российским телеканалам 26-го апреля. Коснувшись вопроса о реформе МВД, Медведев заявил, что изменить МВД в таком большом государстве, как РФ, за полгода невозможно, что, возможно, означало косвенное признание успеха аналогичной реформы в Грузии.
«Мы – не фитюлька, не малюсенькое государство, которые мне иногда приводят в пример, – так выразился Медведев. – Чтобы обеспечивать правопорядок на территории в условиях большой федеральной структуры, требуется большое количество людей. Их невозможно поменять никакими распоряжениями».
Впрочем, Дмитрий Медведев опроверг предположение журналистов о том, что он имел в виду Грузию. «Я не говорю, что это Грузия, это вы так говорите», – сказал он, обращаясь к представителям российских телеканалов.
Тем не менее, грузинское руководство заявило, что Медведев имел в виду именно Грузию. Глава МВД Грузии Вано Мерабишвили объяснил отказ Медведева «признать правду», тем что российский президент просто «вспомнил, что ему нельзя позитивно говорить о Грузии».
«Я не знаю другого такого примера в современной мировой истории, когда лидер огромной страны сначала распоряжается оккупировать маленькую страну, а потом, через несколько лет, заявляет, что он готов у этой страны учиться, как управлять своим государством. Это парадокс, однако, это то, чего мы достигли в Грузии. Это результат нашей открытости», – заявил в этой связи Михаил Саакашвили.
Мнение эксперта
Политолог Заал Анджапаридзе считает, что в международной практике «сложно» найти аналогию тем отношениям, которые правительство Саакашвили, в условиях оккупации грузинских территорий, выстраивают с Россией. В интервью «Голосу Америки» аналитик уточнил, что имеет в виду, в частности, введение Грузией безвизового режима с РФ, поставку грузинских товаров в Россию и другие «односторонние» шаги.
«Размахивая жупелом российской оккупации на всех международных форумах, Саакашвили своими односторонними шагами пытается как бы пристыдить российское руководство, выставить его на международной арене в самом неприглядном свете, показать Западу что Грузия стремится как-то наладить отношения с РФ, но не встречает ответных позитивных шагов», – подчеркнул Анджапаридзе. По мнению эксперта, грузинский президент надеется «побудить» Запад оказать определенное давление на Россию.
«Впрочем, я думаю, что международному сообществу трудно понять, почему страна, считающая себя оккупированной, делает односторонние поблажки оккупанту», – сказал Анджапаридзе в интервью «Голосу Америки».
Одновременно, по мнению эксперта, по замыслу Саакашвили, приехавшие в Грузию граждане России «должны обязательно восхититься ее реформами» и вернувшись в Россию «должны обратиться» к своему правительству с вопросом: почему подобное не происходит в России?
Что же касается сохранения визового режима с Грузией со стороны РФ, то на данном этапе отмена виз выглядела бы для Москвы как «проигрыш в пропагандистской войне с Тбилиси», полагает Анджапаридзе. Эксперт не исключает, что Москва «ждет итогов парламентских выборов в Грузии» и что отмена визового режима произойдет в случае прихода к власти в Грузии новых, более пророссийски настроенных группировок.
По словам Анджапаридзе, он согласен Медведевым: реформу силовых структур значительно труднее провести в России – в силу географических и демографических факторов. В то же время эксперт считает, что существует «ряд специфических обстоятельств», повлиявших на характер реформы МВД в Грузии и в РФ. «В Грузии реформа МВД явилась следствием революции и пришедшее к власти революционным путем правительство Саакашвили в течении нескольких лет имело неограниченный мандат от общества на проведение самых радикальных и болезненных реформ в системе МВД и других силовых структурах. Это был заказ общества», – констатировал политолог.
Подчеркнув одновременно, что «немалую роль» сыграла финансово-техническая помощь, оказанная «донорами», среди которых был и нынешний оппонент Саакашвили – миллиардер Бидзина Иванишвили.
Что же касается России, то, по мнению Анджапариде, там реформа МВД, была, подобно другим реформам, «спущена сверху». Эксперт не исключает, что российские власти действительно «позаимствовали» отдельные компоненты грузинской реформы МВД. И в частности – те, что могли быть осуществлены в России «сравнительно безболезненно». В то же время, полагает Анджапаридзе, точное копирование грузинской реформы МВД в России на данном этапе «просто невозможно».
«Тандем Медведева-Путина не мог пойти на глубокие и болезненные реформы, не настроив против себя одно из ключевых силовых звеньев своей властной вертикали, – убежден аналитик. – Для них это было все равно, что подрубить сук, на котором сидит нынешняя власть».