Визит Хиллари Клинтон в страны Южного Кавказа состоится 4-7 июня в рамках более обширного тура, который также включает в себя визиты в Данию, Норвегию, Швецию и Турцию. Во всех трех странах Клинтон проведет встречи с президентами и представителями гражданского общества, говорится в сообщении Госдепартамента США.
В Баку госсекретарь прибудет 6 июня. Как сообщили 1news.az в посольстве США, основными темами обсуждений в Баку станут экономическое и энергетическое сотрудничество между Азербайджаном и США, укрепление политического диалога и продвижение политических и экономических реформ в Азербайджане, а также аспект безопасности - нагорно-карабахское урегулирование.
Армения загнала себя в «антизападную коалицию»
К предстоящему визиту Хиллари Клинтон уделено повышенное внимание. Так и должно быть. И дело не только в том, что первым лицам государств Южного Кавказа не так часто представляется возможность сверить часы с Вашингтоном почти на самом высшем уровне. Хотя и это важно. И все же дело в другом. Произошло очень важное событие. Владимир Путин вернулся в Кремль. Ожидания самые мрачные. Многие ждут не просто обострения противостояния между Россией и Западом в глобальном масштабе. Большинство экспертов сходятся в том, что противостояние усилится и в региональном масштабе, особенно в географии постсоветского пространства. К сожалению, Путин до сих пор «оправдывал» все самые худшие ожидания экспертного сообщества.
В этих условиях значимость визита Х.Клинтон в страны Южного Кавказа, то есть региона, который в течение последних двадцати лет был ареной противостояния между Западом и Россией, многократно повышается. Во-первых, реальным и потенциальным союзникам и партнерам США в регионе, скорее всего, из первых рук хотелось бы получить не только заверения, но и гарантии того, что Вашингтон ни при каких обстоятельствах не позволит повторить августа 2008 года. Особенно если учесть, что новый этап противостояния между Западом и Россией начинается в условиях, которые напоминают август 2008 года.
Как и в 2008 году, в России уже завершился электоральный цикл, а в США только начинается.
А в период электоральных циклов политики, как правило, не склонны к резким телодвижениям. То есть в целом, на первый взгляд, у Путина руки намного больше «развязаны», чем у Барака Обамы. Тем более что для нейтрализации внутриполитических угроз и консолидации общества хотя бы на время ему жизненно необходима реализация какой-либо «победоносной» внешнеполитической акции.
Но, на самом деле, ситуации не настолько однозначно идентичны. В отличие от Джорджа Буша-младшего, который в любом варианте развития событий должен был покинуть Белый дом, Б.Обама желает и может остаться президентом США. Как ни странно, эта ситуация, скорее всего, заставит его в предстоящий период продемонстрировать во взаимоотношениях с Россией твердость. Ведь его конкурент-республиканец Митт Ромни не упускает возможности покритиковать действущего президента в мягкотелости во взаимоотношениях с Кремлем.
С другой стороны, не надо забывать, что всемирный финансово- экономический кризис начался буквально сразу после августовской грузино-российской войны. Тогда накануне войны Россия чувствовала себя уж очень уверенно из-за фантастически высоких цен на нефть на мировых рынках. Сейчас наблюдается диаметрально противоположная ситуация. Кризис охватывает все новые и новые сегменты мировой экономики. Целые государства оказались перед угрозой банкротства. Но и это не все.
Надежды на то, что страны БРИКС, особенно Китай, станут локомотивом, вытягивающим мировую экономику из кризиса, не оправдались, да и не могли оправдаться. Начиная с середины 2011 года наблюдается резкое сокращение темпов роста китайской экономики. Ситуация оказалась на грани критической. В этих условиях любая внешнеполитическая авантюра может обернуться для России экономическим коллапсом.
Во-вторых, более ясные очертания приобрели и другие угрозы и вызовы, способные серьезно повлиять на геополитический расклад сил в регионе. Речь прежде всего идет о негативных процессах, сопровождающих развитие конфликта вокруг иранской ядерной программы, попытки использования религиозного фактора, притом в его самых крайних проявлениях, для форматирования внутриполитического пространства некоторых государств Южного Кавказа и Средней Азии. Между тем политолог Расим Мусабеков призывает не ждать от визита госсекретаря США особых подвижек в урегулировании карабахского конфликта, как говорится, не отходя от кассы. «Напрямую в ходе визита госсекретаря в регион я этого не жду. Однако с учетом того, что Соединенные Штаты Америки являются сопредседателем Минской группы ОБСЕ, этот визит позволит выяснить, следует ли ждать от Вашингтона каких-либо инициатив в контексте карабахского урегулирования. Полагаю, что эта тематика займет очень важное место в переговорах Хиллари Клинтон как в Ереване, так и в Баку.
Известно, что в последние 5-6 лет модераторство встреч на высшем уровне между Азербайджаном и Арменией осуществлялось российским президентом. Но мы помним, что такие встречи проходили и с участием президента Франции Жака Ширака. Была попытка с участием госсекретаря Колина Пауэлла в Ки-Уэсте, где стороны были достаточно близки к тому, чтобы достигнуть прорыва в урегулировании конфликта. С учетом того, что президент Франции Франсуа Олланд - новичок в международной политике, и что сегодня все его внимание сосредоточено на европейской повестке дня, на том кризисе, который переживает Евросоюз, думаю, ему не до того, чтобы заниматься вплотную карабахским урегулированием.
И Путин пока еще особого интереса к этому вопросу не проявляет. Поэтому не исключаю, что Хиллари Клинтон, которая объявила, что завершает свою политическую карьеру и не собирается оставаться госсекретарем в новой администрации, может взять на себя инициативу организации встречи президентов Азербайджана и Армении и предпринять попытку продвинуть урегулирование. Полагаю, что в ходе визита она определит для себя, насколько такая инициатива имеет шансы достичь какого-то результата, и стоит ли тратить на это время и авторитет», - утверждает Р.Мусабеков. Все верно.