Встретившись не так давно с представителями дипломатического корпуса России, президент РФ Путин заявил, что осью внешней политики России будет стимулирование интеграционных процессов на постсоветском или пространстве СНГ.
Что это означает? Фактически это значит, что Россия готова даже пойти на определенные уступки в других регионах мира, однако, взамен этого укрепить свои позиции на постсоветском пространстве. Это определенно означает также, что Россия в настоящее время осознает, что не в состоянии равнозначно реагировать на дипломатические и политические вызовы во всем мире и удержать свои позиции, и поэтому предпочитает сконцентрироваться на наиболее важных территориях, в данном случае – рамках СНГ.
То, что русские не могут удержать свои позиции в мире, стало очевидным в ходе арабских событий, что, кажется, проявляется также в случае Сирии, когда Россия вновь встала перед перспективой оказаться на краю и вне игры. В то же время, заявляя о превращении интеграции СНГ в ось внешней политики, Путин, по-видимому, также намекает, что Россия тут также чувствует опасности и фиксирует сигналы отступления, из-за чего и пытается сконцентрироваться на этих стратегически важных для себя границах.
Все это содержит очевидные вызовы также для Армении. В последний период в Армении фиксируются интересные тенденции. В общественной среде Армении преодолеваются стереотипы в отношении России, и хотя эти рамки не широки, тем не менее, они проявляют довольно устойчивые и необратимые тенденции.
Общественность Армении стала строить отношения с Россией не на предубеждениях или эмоциональных восприятиях, а суждениях, исходящих из государственного и общественного интереса. Благодаря этому эти общественные круги приходят к заключению, что с точки зрения развития, стабильности, обслуживания государственных и национальных проблем Армении Россия оказывает на Армению деструктивное влияние, и влияние это давно перешло границы суверенитета Армении.
Имея довольно крепкую базу, это общественное умозаключение в Армении уже становится достаточно влияющим фактором. Причем, очевидно также, что к этим общественным тенденциям и умонастроениям причастна также власть, для которой также, кажется, ясно, что даже в вопросе сохранения власти Россия становится, мягко говоря, нецелесообразным и опасным покровителем, так как российские методы в Армении не генерируют ничего, кроме общественного недовольства, но периодически ведут Армению к внешнеполитическим рискам и внутриполитическому и экономическому застою.
В этом, пожалуй, причина того, что власть Армении в настоящее время более выгодным считает отношения с Европой, Евросоюзом, Западом, исходя хотя бы из чисто прагматического желания сохранить свою власть. И вот, в этой ситуации путинская интеграция предполагает для Армении серьезный вызов, так как президент РФ никогда не скрывал свою ностальгию и приверженность к СССР.
Таким образом, Армения, по сути, должна готовиться к этой серьезной волне «интеграционной» экспансии, и здесь необходимо общественно-политическое единение, так как в случае успеха этой волны Армения может надолго забыть о возможностях выхода из орбиты российской деструктивности.
Здесь, пожалуй, есть над чем призадуматься и придти к согласию обеспокоенным этим вопросом общественным и политическим кругам, которые представляют Армению конкурентоспособной и развитой в западном цивилизационном поле, дающем государствам и обществам свободные возможности самовыражения, а не в путинской «Евразии».