Корреспондент «Аравот» поинтересовался у политолога Гагика Амбаряна, неужели усиление расположенной в Гюмри 102-ой российской военной базы связано с опасностью возобновления армяно-азербайджанской войны?
«В общем-целом, это я, скорее всего, обуславливаю не Нагорным Карабахом, а событиями, развернувшимися вокруг Сирии и Ирана. На Большом Ближнем Востоке, идеологом которого является один из бывших наиболее известных американских политических деятелей Збигнев Бжезинский, для американцев важно установление полного контроля не только над Египтом, Иорданией, Саудовской Аравией, Бахрейном, Катаром, Кувейтом, Ираком, но и Сирией и Ливаном. В случае с Ливаном им это, более или менее, но удалось, несмотря на то, что проиранская организация «Хезболлах» в Ливане находится на довольно крепких позициях. Но если в Сирии правительство Башара Асада будет свергнуто, то позиции США в регионе резко укрепятся. Единственным государством в этом регионе, которое конкретно выступает против американской политики, является Сирия, за спиной которой стоит мощный Иран - исламская республика. Так что, та же Россия, которая после Ирака и Ливии, наконец, поняла, что ее элементарно обманывают, втянув в антииракские и антиливийские процессы, впоследствии, после прекращения военных действий, полностью будет изгнана из этих стран и в экономическом, и политическом, и военном смыслах», - так прокомментировал заданный вопрос Гагик Амбарян.
Согласно ему, Сирия и Иран, будучи странами, не принимаемыми со стороны США и европейских государств, тем не менее, сильны, имеют мощную армию и на международной арене сотрудничают с Россией. И, учитывая это, Россия заинтересована сохранять свое военное присутствие на Большом Ближнем Востоке.
«Сирия - единственная страна в ближневосточном регионе, где Россия имеет военно-морскую базу. Она находится в порту Тартус. Кроме того, в Сирии Россия имеет свои военные и экономические интересы, потому что Россия является самым крупным поставщиком оружия сирийской армии. Никогда у России с Сирией после свержения Башара Асада таких тесных связей не будет, и, кроме того, после того, как переварят Сирию, США и западноевропейские страны перейдут к осуществлению программы свержения власти в Иране. После развала СССР, США постепенно усилили свои позиции в регионе: в конце 90-х утвердились в Ираке, Кувейте, Бахрейне, Катаре, Афганистане, постепенно берут в кольцо Иран, то есть, он окружен «враждебными странами», - говорит политолог.
Согласно ему, к враждебным странам относится и Азербайджан, который хотя и не может открыто вести антииранскую политику, поскольку они обе - шиитские мусульманские страны, но в то же время сотрудничает с НАТО и США, выступая, таким образом, против Ирана. Кроме того, согласно политологу, азербайджанские власти давно установили связи с Израилем, который также является одной из стран, ведущих в регионе яростную антииранскую внешнюю политику.
«Согласно официальным данным, Израиль заключил с Баку договор о поставке оружия на сумму в 1,6 миллиарда долларов. По неофициальным данным, Тель-Авив еще в советский период закупил несколько аэродромов на территории Азербайджана, заброшенных еще с советских времен, которые близко расположены к азербайджано-иранской границе и быстрыми темпами их модернизирует и обновляет - для использования в случае войны против Ирана», - говорит Гагик Амбарян.
По словам политолога, если Россия будет изгнана из Большого Ближнего Востока, на Южном Кавказе в качестве ее союзника останется только Армения. Тогда Россия не сможет даже воздушным путем доставлять войска, вооружение, продовольствие в дислоцированную в Гюмри 102-ую военную базу.
«Россия должна пересмотреть свою внешнюю политику в Кавказском регионе. Она хочет вести так называемую комплементарную политику: имея военную базу в Армении, она может продавать Азербайджану оружие в большом количестве, что нелогично. Если она, будучи членом ОДКБ, защищает Армению от Азербайджана и Турции, то как может обеспечивать Азербайджан теми же видами оружия? Тогда как азербайджанские власти не жалеют усилий для окончательного изгнания России из Азербайджана. Например, расположенная на территории Азербайджана Габалинская радиолокационная станция уже неподконтрольна РФ. Россия еще не продемонстрировала свою политическую доктрину - с кем и какие отношения она должна поддерживать, и какие она будет преследовать интересы, и как должна защищать эти интересы. Ее политику в нашем регионе можно охарактеризовать одним выражением: сиюминутная внешняя политика», - говорит политолог.