Ураган «Сэнди» на время потеснил в сообщениях из США предвыборную тематику. Барак Обама прервал предвыборную поездку во Флориду и вернулся в Вашингтон. Внес коррективы в свой график и Митт Ромни.
Такое за последнее время происходит в США впервые. Особенно в такое «горячее» время: до первого вторника после первого понедельника ноября осталось всего ничего, разница рейтингов кандидатов – на грани статистической погрешности, и в эти дни оба соперника будут использовать малейший шанс для того, чтобы заручиться поддержкой избирателей. Но в «команде» Барака Обамы прекрасно понимают: ураган первой категории – не время для предвыборных митингов.
Впрочем, в том, что «ураганная пауза» не затянется, эксперты тоже не сомневаются.
В этой кампании, по словам специалистов, многое было впервые. Досрочное голосование действующего президента – наиболее яркий, но не единственный примечательный прецедент. Однако на Южном Кавказе эксперты обратили внимание на другое обстоятельство. Впервые за последние десятилетия армянские лоббистские организации США не выступили в поддержку ни одного из кандидатов.
В самом деле, напомним: обычно о своих приоритетах армянские лоббисты заявляли еще на стадии внутрипартийных «праймериз». По избирательным штабам кандидатов рассылались письма с вопросами, что думает претендент на выборный пост по вопросу признания «геноцида армян» и т.д. Письма, в общем-то, и сейчас направили. Но ответа не получили.
И теперь - впервые за последние годы! - армянские лоббисты официально объявили, что не поддержат ни одного из кандидатов. Барак Обама, напоминают в проармянских кругах, в бытность свою сенатором США активно сотрудничал с армянским лобби, обещал способствовать признанию «геноцида армян», заручился поддержкой на выборах 2008 года… Но затем, став президентом, слова «геноцид» в отношении событий 1915 года так и не произнес. Мало того, так он еще приложил серьезные усилия, чтобы уменьшить финансовую помощь Армении. И самое главное, не без участия Белого дома так и не была принята резолюция палаты представителей Конгресса США о «геноциде армян». Словом, на Обаму за «невыполненные обещания» лоббисты не на шутку обиделись и решили наказать. Что же касается Митта Ромни, так тот подобных обещаний не давал вообще.
Только вот даже неспециалисту ясно, что речь идет не просто о неудачном раскладе во время отдельно взятой предвыборной кампании. И не в том, что серия криминальных сенсаций с разоблачением в США армянских преступных группировок, как сетовали многие журналисты в армянских изданиях самих США, создали армянам славу «преступного этноса». Дело в том, что действующие в США армянские лоббистские структуры столкнулись с весьма серьезным кризисом – их деятельность элементарно вошла в клинч с интересами самих США.
Дело даже не в том, что Вашингтону, как предупреждают аналитики, необходимо крепить союз с Турцией, в особенности на фоне непростого развития событий на Ближнем Востоке, и армянские лоббисты со своими претензиями в прямом смысле столетней давности превращаются в серьезную политическую помеху. Куда более неприятным сюрпризом для армянских лоббистов стало то, что в мире растет внимание к Азербайджану.
Рекордные темпы развития экономики, улучшение социальных и демографических показателей, успешные политические, экономические и военные реформы – все это не ускользает от внимания мировой политической элиты, которая уже не «приглядывается» к одному из новых независимых государств на берегу Каспия – с Азербайджаном уже активно расширяют сотрудничество. Растет интерес к азербайджанской нефти, превратившейся в важный фактор энергетической безопасности Европы. Инвесторы приглядываются к азербайджанскому ненефтяному сектору, демонстрирующему завидные темпы роста. Вступление Азербайджана в СБ ООН стало ярким – и далеко не единственным – доказательством роста международного авторитета.
И самое обидное для армянского лобби, что ровно те же процессы наблюдаются и в других странах. Что Азербайджан одерживает впечатляющую политическую победу в Венгрии. Что результаты визита президента Азербайджана во Францию вообще и в особенности его встречи с представителями крупного французского бизнеса повергают армянских экспертов в состояние шока. И это не просто неспособность пережить чужой успех, который, как известно, больнее собственных неудач – по мере роста интереса к Азербайджану «армянский фактор» будет превращаться в досадную помеху, в проблему, которую надо решать. В лучшем случае, армянских лоббистов просто будут игнорировать.
И на этом фоне уже понятно, что ситуация на Южном Кавказе не претерпит коренных изменений от того, кто победит на выборах президента США. Отношения Баку и Вашингтона вошли в фазу таких долгосрочных проектов и инициатив, таких форм сотрудничества, которые не могут быть поставлены под угрозу в результате «невыгодного» исхода президентских выборов. Иное дело – Армения, где еще с двадцатых годов ждут, когда, наконец, страны Запада возьмутся за решение проблем «бедного многострадального христианского народа». Но теперь, похоже, начинают осознавать, что миру вообще и США в частности просто не до них, и надо строить отношения с несравнимо более перспективным Азербайджаном, с Турцией, а Армения здесь только помешает.
Словом, чьей победой бы ни закончились выборы в США, Армения их уже проиграла.