Правительство, фактически, согласно с повышением цен на газ, хотя и обещает субсидировать 30% от повышающейся стоимости. Об этом заявил премьер Тигран Саркисян, который при этом не стал «политизировать» вопрос, рассмотрев его в сугубо социальном ракурсе.
Между тем, повышение цен на газ – это прежде всего политический вопрос. Во-первых, для того, чтобы субсидировать разницу в цене, правительству придется опять прибегнуть либо к новым внешним долгам, либо затянуть еще больше налоговую удавку. Во-вторых, газ и нефть для России являются главными инструментами внешней политики, и экономическая выгода тут на втором плане.
Читайте также: «Политическое косоглазие» Армении еще сохранится
Фактически, то, что правительство не намерено дальше продолжать переговоры с Россией, означает, что Армения не пошла на уступки Москве по политическим вопросам. Возможно также, что Ереван получил от Запада заверения в том, что Армении помогут справиться с «газовой удавкой» России.
Помощь – это, конечно, хорошо, но она, скорее всего, опять будет в виде новых кредитов. Хотя, не исключается, что будут применены иные способы противостояния российской «трубе». Например, на Украине, помимо разведки сланцевого газа, Европа выстроила такую конфигурацию, при которой российский газ поступает через новый Северный поток в Европу, а оттуда Украина покупает его уже гораздо дешевле, чем от самой России.
Сейчас Украина стремительно идет к подписанию Ассоциации с Европой, и российский газ перестал быть самым главным оружием России на Украине. Не исключается, что примерно то же самое будет предложено и Армении, и именно поэтому армянское правительство соглашается с драконовским повышением. Тем более, что некоторым американским организациям уже даны лицензии на разведку сланца в Армении.
Также по теме: Какие задачи решает Россия в Армении через Роснефть?
Так или иначе, подорожание газа вызвало в Армении новую волну антироссийских настроений. И так в последние годы население Армении перестало верить в миф о России-спасительнице, но политика Москвы раз за разом разбивает последние остатки доверия к России.
Насильственное привлечение Армении в Таможенный и в Евразийский союзы, неуважительные высказывания российских политиков и экспертов в отношении Армении, просочившиеся в прессу сведения о намерении Москвы решить карабахскую проблему в пользу Азербайджана сокрушили армяно-российскую «дружбу народов». Словосочетание «стратегический партнер» произносится уже с иронией.
Москва сама отталкивает от себя Армению, население которой традиционно дружественно относится к России. Армению и Россию связывают миллионы нитей, человеческих, деловых, экономических, и эти нити методично обрываются Москвой одна за другой.
Вряд ли Москва получит от повышения цен на газ даже экономические выгоды – очевидно, что дорогой газ люди будут меньше использовать. Но зато она понесет невосполнимые политические потери.