Голиафу современного интернета Google так до сих пор и не удалось добиться доминирующего положения в России. И вот русский Давид сам перешел в наступление, открыв свою версию поисковой системы для нероссийских сайтов по адресу yandex.com.
Российская компания заявляет о готовности конкурировать с лидерами мирового рынка и в частности Google. В целом "Яндексу" уже удалось достичь существенных результатов. По данным comScore, сейчас он занимает 7 место по числу запросов (1,9 миллиарда в декабре 2009 года против 87,8 миллиардов у Google). Немаловажно и то, что сайту принадлежит первое место по темпам развития среди десяти мировых лидеров: его годовой прирост составляет в среднем 91%. Таким образом, российский поисковик сейчас наступает на пятки корейской NHN Corporation и eBay. Официальный представитель компании Очир Манджиков говорит, что "Яндекс" начал индексировать иностранные сайты еще два года назад и сегодня располагает базой более чем в 4 миллиарда страниц (80% из них на английском языке) и 5,25 миллиардов русскоязычных страниц. Эта цифра, впрочем, выглядит довольно скромной по сравнению с глобальными поисковыми системами, которые охватывают более 100 миллиардов страниц.
Рекламная кампания
У пользователей yandex.ru отныне появилась возможность использовать специальный фильтр, чтобы вести поиск исключительно по сайтам домена .com. Как говорят в компании, такой тип запросов должен стать "тестовой платформой для глобального интернета". Изначальная задача yandex.com заключается в том, чтобы предотвратить переход пользователей к конкурентам.
Со времени своего возникновения в 1997 году компания "Яндекс" добилась огромного влияния в рунете, в частности с помощью масштабных городских рекламных кампаний. При всем этом Очир Манджиков уточняет, что погоня за западной аудиторией в планы поисковика не входит и продвижение yandex.com в настоящее время ведется исключительно в России.
Под своим брендом "Яндекс" также предлагает и значительное количество других услуг, как например, крайне эффективная система сравнения цен, социальные сети, электронная почта, обмен фотографиями и интернет-платежи. Практически все эти услуги являются лидерами в своих областях. Хотя сейчас "Яндекс", бесспорно, занимает лидирующую позицию с 47,4% российского рынка, по данным Com-Score, ему в затылок дышит быстрорастущий Google, который отвоевал себе уже 31,2% рынка (по сведениям LiveInternet, доля "Яндекс" все же занимает 62,8%, тогда как на Google приходится всего 21,9%). Кроме того, о своем приходе в Россию в конце апреля заявил и Yahoo (его доля не превышает 1%).
Тень Кремля
При всем этом немаловажную роль на российском рынке может сыграть и политический фактор, так как Кремль на самом деле довольно привязан к "Яндексу" (ему в тайне принадлежит 25% акций компании). В Москве с интересом следили за проблемами Google в Китае, и хотя российская власть еще никогда не занималась крупномасштабной цензурой интернета, у нее в принципе может появиться такой соблазн. И сделать это будет гораздо проще, если "Яндекс" останется лидером. В прошлом году российский поисковик по приказу Кремля убрал со своей стартовой страницы список самых популярных блогов, в которых обычно содержалась самая резкая критика в адрес властей…