Руководители Китая и России должны в понедельник отметить завершение строительства первого нефтепровода, проложенного между двумя гигантскими соседями. Данный нефтепровод станет провозвестником новой эпохи энергетического сотрудничества и очередным символическим шагом в восточном направлении, что касается глобального соотношения экономических сил.
Глава КНР Ху Цзиньтао и его российский коллега Дмитрий Медведев примут участие в церемонии в Пекине в честь открытия китайского участка трубопровода, который проходит от Сковородино в Восточной Сибири до Дацина на северо-востоке Китая.
Поскольку российский участок трубопровода был построен в прошлом месяце, ожидается, что поставки российской нефти в Китай начнутся в ближайшие дни. КНР в течение следующих двух десятилетий будет получать по 300 000 баррелей нефти в день в соответствии с заключенным в прошлом году соглашением по принципу "кредиты в обмен на топливо".
Завершение строительства трубопровода символизирует собой новый этап отношений между Россией и Китаем, которые являются, соответственно, самым крупным в мире поставщиком нефти и самым крупным ее потребителем. Новый этап во взаимоотношениях наступает после долгих десятилетий взаимного недоверия, берущего свое начало в 1956 году, когда произошла острая ссора по вопросам коммунистической идеологии.
Открытие трубопровода также является отражением сближения двух крупнейших в мире развивающихся экономических держав в сфере коммерции и политики после двух десятилетий сотрудничества, которое ограничивалось в основном поставками российского оружия в Китай и периодическим антиамериканским взаимодействием в международных организациях.
Движущим мотивом развития сегодняшних отношений является желание России увести часть своего экспорта энергоресурсов в сторону от являющейся ее традиционным рынком Европы, перенаправив его на быстро развивающиеся азиатские экономические державы. Пекин же хочет укрепить свою энергетическую безопасность, диверсифицировав источники и маршруты поставок.
Ожидается, что благодаря нефтепроводу объем российского нефтяного экспорта в Китай удвоится. Сейчас нефть в КНР из России поставляется в основном по железной дороге, а это медленно и дорого. В перспективе Россия может стать одним из трех главных поставщиков сырой нефти в эту страну – наряду с Саудовской Аравией и Анголой.
Ху Цзиньтао и Медведев должны обсудить соглашение о поставках газа, которое, по словам российских представителей, может быть заключено в следующем году. Кроме того, ожидается обсуждение соглашения о строительстве нефтеперерабатывающего завода в восточном Тяньцзине стоимостью 5 миллиардов долларов, который станет совместным предприятием.
Наряду с этим, в прошлом месяце Китай согласился выделить России дополнительный кредит на 6 миллиардов долларов в обмен на увеличение поставок угля в предстоящие 25 лет.
Серия соглашений и контрактов усилила опасения россиян в том, что их страна может вскоре стать энерго-сырьевым придатком Китая, а некоторые пекинские эксперты обеспокоены тем, что Москва может воспользоваться новым трубопроводом как инструментом внешнеполитического давления – как она это делает с поставками газа в Европу.
"Учитывая поведение России, Китай не захочет допустить, чтобы она стала главным поставщиком энергоресурсов", - говорит Хуман Пеймани (Hooman Peimani), возглавляющий секцию энергетической безопасности и геополитики в сингапурском Институте энергетических исследований (Energy Studies Institute).
У обеих сторон сохраняются подозрения в отношении долгосрочных намерений друг друга, причем Россию особенно беспокоит усиление экономического влияния Китая в ее малозаселенном дальневосточном регионе, а также миграция туда китайцев.
Однако политические связи в последние годы быстро развиваются. Две страны в 2005 году провели крупные совместные военные учения, а в 2008-м разрешили свой сорокалетний спор по вопросам совместной сухопутной границы, имеющей большую протяженность.
Сегодня у Китая и России общие позиции по целому ряду вопросов, включая сотрудничество в сфере безопасности в Центральной Азии, создание глобальной резервной валюты взамен доллара и реформа международных финансовых институтов.
Объемы двусторонней торговли выросли с 5 миллиардов долларов в 2000 году почти до 60 миллиардов в 2008-м. Ожидается, что после спада 2009 года в условиях мирового экономического кризиса они в текущем году достигнут примерно такого же уровня. Кроме того, Россия к концу 2010 года должна начать торговать с Китаем за юани и рубли. Таким образом, страны в двусторонних расчетах перейдут на свои национальные валюты.
Однако главной движущей силой в улучшении отношений является сближение энергетических интересов.
В основе плана строительства трубопровода лежало стремление России постепенно отойти от европейских рынков, что отчасти было вызвано политической конфронтацией последнего десятилетия, а также отхватить часть быстро развивающегося азиатского рынка у Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК).
Трубопровод в Дацин представляет собой ответвление магистрального нефтепровода Восточная Сибирь-Тихий океан, который должен выйти на восточное побережье России и обеспечивать в перспективе рынки Японии, Южной Кореи и стран Азиатско-Тихоокеанского региона.
Этот трубопровод вполне укладывается в рамки китайской стратегии поиска новых энергетических ресурсов и альтернативных маршрутов поставок вместо импорта морем с Ближнего Востока, который составляет основную часть поставляемого в Китай топлива. Дело в том, что данные маршруты легко могут быть перекрыты в случае введения военно-морской блокады в Малаккском проливе.
В 2006 году был построен нефтепровод из Казахстана в Китай, который в прошлом году был расширен. Примерно год назад был открыт газопровод в КНР из другой бывшей советской республики – Туркменистана.
Китай в этом году приступил к строительству нефте- и газопровода через Бирму, а также рассматривает планы прокладки нефтепровода через территорию Пакистана.
Значение российско-китайского трубопровода обобщил российский премьер-министр Владимир Путин, сделав это на состоявшейся в прошлом месяце церемонии в честь завершения строительства 2100-километрового российского участка.
"Для Китая это стабилизация в поставках, в энергобалансе; для нас это выход на новые, перспективные рынки Азиатско-Тихоокеанского региона и в данном случае на очень перспективный и активно развивающийся рынок Китайской Народной Республики", - сказал он.