Перед Россией маячит перспектива ускорения оттока капитала, который за этот год достиг уже двадцати одного миллиарда долларов: предприниматели страхуются от возможных передряг, связанных с президентскими выборами 2012 года, тогда как в экономическом плане перспективы мрачнеют.
Прочие страны группы БРИК: Бразилия, Индия и Китай — пытаются обуздать приток денежных масс, а Россия страдает от их оттока и от падения курса национальной валюты.
Во вторник глава Центробанка России Сергей Игнатьев сказал, что за первые десять месяцев этого года отток капитала достиг 21 миллиарда долларов, а вину за это свалил на «нефинансовые организации», которые, по его словам, переносят вклады в иностранные банки и скупают недвижимость за границей.
На прошлой неделе Центробанк повысил прогноз годового оттока капитала до 22 миллиардов долларов (в октябре прогнозировался двенадцатимиллиардный отток). В июле и августе ежемесячный отток капитала составлял три миллиарда, а теперь, по данным Goldman Sachs, столько капитала уходит из России за неделю.
Из-за большого оттока капитала за прошлую неделю валютные резервы страны снизились на 3,5 миллиарда долларов. По оценке Goldman Sachs, валовой отток частного капитала в первую неделю ноября составил 2,7 миллиарда долларов, а в минувшую — 3,4 миллиарда.
Резкий рост импорта тоже подточил существующий 66-миллиардный профицит бюджета, существовавший благодаря уровню цен на нефть и позволявший России восстанавливаться в первые десять месяцев года.
Старший экономист из «Альфа-банка» Наталья Орлова сказала, что за четвертый квартал этого года ежемесячный профицит бюджета, возможно, снизится с одиннадцати миллиардов долларов до одного-двух. По ее словам, это способствует еще большему отторжению рубля и ускоряет отток капитала.
В среде экономистов все больше приходят к мысли, что к следующему году профицит бюджета вообще исчезнет. Об этом сообщил экономист из «ВТБ-Капитал» Алексей Моисеев.
«Владельцы капитала решили, что соотношение риска и прибыли перестало быть приемлемым, — сказал Моисеев. — Все риски, связанные с инвестиционной деятельностью в России, сохранились, но экономика растет всего на три процента в год, и прибыль на единицу капитала весьма маленькая».
К этому Моисеев добавил, что все большее и большее число россиян не только вывозит свои активы в безопасные убежища традиционных рынков, но также делают вложения, например, на Украине, где риски тоже высоки, зато прибыль — выше.
«Большое количество банковского капитала перемещается из России туда, и большое количество российских предпринимателей скупают там земельные участки и предприятия пищевой промышленности, совершая сделки по десять-двадцать миллионов долларов», — сказал Моисеев.
По мнению аналитиков, одной из причин ускорения оттока капитала в прошлом месяце, возможно, стало изгнание Юрия Лужкова, долгое время занимавшего должность мэра Москвы. Этим окончилась его напряженная борьба против российского президента Дмитрия Медведева.
Отстранение Лужкова стало знаком, что внутри кругов политической и деловой элиты, окружающих президента и премьер-министра Владимира Путина, может обостриться борьба. Чиновники и предприниматели же боятся угодить под перекрестный огонь.
«Это реалии чиновничьей России, непривлекательной для инвестора», — считает старший экономист из московского инвестиционного банка «Тройка-диалог» Евгений Гавриленков.
А политолог из московского Карнеги-центра Николай Петров сказал так:
«Изгнание Лужкова стало демонстрацией того, что никто ничего не гарантирует, что никто не находится в безопасности и что поэтому надо диверсифицировать свои риски. Сейчас у элиты горизонт событий находится очень близко. Они все думают только о 2012 годе».
Гавриленков, однако, считает, что отток капитала начал нарастать еще в конце лета, когда государство решило опять повысить расходы в ближайшие три года, из-за чего приемлемой с точки зрения бюджетного баланса ценой на нефть опять стало сто долларов за баррель.
Повышение расходов (в основном это были расходы на пенсии) омрачили перспективы в плане инфляции, которая тогда находилась на рекордно низком для постсоветского периода уровне.
Еще одним стимулом инфляции стала катастрофическая летняя засуха, из-за которой цены на продовольствие покатились под откос. Теперь прогнозируется годовая инфляция потребительских цен на уровне 8%, тогда как ставка рефинансирования Центрального банка равняется 7,75%, что снижает привлекательность идеи хранить вклады в рублях.
Государство стимулирует потребление, повышая государственные расходы, а не делая инвестиций в экономику, и это привело к резкому росту импорта; за первые девять месяцев года объем импорта был на 30% выше, чем в аналогичный период прошлого года. Но, по словам Орловой из «Альфа-банка», экономический рост все равно слишком медленный.
Возможно, значительная часть оттока капитала объясняется усиленной выплатой внешних долгов в четвертом квартале, но Орлова считает, что повышение пенсионных расходов способствует росту неопределенности в вопросе о том, как Россия будет обслуживать свой пенсионный дефицит.