Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Действительно ли в энергетических отношениях России и Польши потепление?

© коллаж ИноСМИРоссия и Польша: дружба, которая не должна потерпеть неудачу
Россия и Польша: дружба, которая не должна потерпеть неудачу
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Решения в сфере энергетики позволяют говорить об оживлении российско-польских отношений в области энергетики. Тем не менее этот процесс нельзя назвать попыткой выстраивания стратегически дружеских отношений двух славянских государств. Обе страны действуют, исходя исключительно из своих национальных интересов.

29 октября 2010 г. Россия и Польша подписали договор о поставках газа до 2022 г., в соответствии с которым Польша обязалась с 2011 г. ежегодно импортировать из России 11 млрд. кубометров (в 2010 г. она закупила 9,7 млрд. кубометров). Была достигнута договорённость и по транзиту российского газа в Западную Европу по польскому участку газопровода Ямал-Европа. Кроме того Россия пригласила Польшу к участию в строительстве АЭС в Калининградской области, а польский премьер Д. Туск заявил о том, что страны подпишут меморандум о развитии её электросетей. В свою очередь президент России Д. Медведев во время своего визита в Польшу, состоявшегося 6 декабря 2010 г., сказал, что российский бизнес заинтересован в инвестициях в польскую экономику, и прежде всего его интересует возможность приобретения пакета акций второй по величине польской нефтеперерабатывающей компании „LotosGroup”.

Эти и другие решения позволяют говорить об оживлении российско-польских отношений в области энергетики. Тем не менее этот процесс нельзя назвать попыткой выстраивания стратегически дружеских отношений двух славянских государств. Обе страны действуют, исходя исключительно из своих национальных интересов.

К чему стремится Россия?

Выход на польский энергетический рынок позволит России укрепить свои энергетические позиции в Европе. Когда в 2009 г. Россия приостановила поставки газа в страны ЕС через Украину, Евросоюз задумался о диверсификации источников энергетического импорта. Но если энергетическая политика России в отношении Польши будет успешной, попытки ЕС снизить свою энергетическую зависимость от Москвы могут оказаться безрезультатными. Вместе с тем у России появится основа для заключения непрозрачных энергетических сделок с другими странами ЕС. Например, в 2016 г. должен быть запущен первый блок Балтийской АЭС, а через два года – второй, и Россия хотела бы, чтобы во второй половине этого десятилетия в Европу хлынуло большое количество дешёвой электроэнергии.

Большая энергетическая зависимость Польши от России означает и большую политическую зависимость. По словам посла РФ в Польше А. Алексеева, Польша рассматривается в России как влиятельный член НАТО и ЕС. Поэтому взамен на уступки в энергетической сфере Москва может попросить у Варшавы поддержки на международной арене.

По мнению эксперта варшавского Института международной проблематики Ю. Карповича, экономический кризис показал недостатки российской экономической модели, основанной на экспорте энергоресурсов, и полученный опыт заставляет Москву искать новые возможности на европейской экономической арене. В данном случае Польша для России хороший посредник.

Наконец, договорившись с Польшей об использовании газопровода Ямал-Европа, Россия получила ещё один рычаг давления на Киев. Через территорию Украины в Европу идёт 80% российского газа, и теперь, получив возможность регулировать экспортные потоки, Москва сможет усилить давление на Киев в вопросе приватизации украинских газотранспортных сетей.

Эти несколько примеров отражают общую тенденцию. Россия давно использует энергетические аргументы для решения политических проблем, и диалог с Варшавой в данном случае не исключение. Скрытые за этим «энергетическим флиртом» стратегические интересы России выходят за рамки её отношений с Польшей, поэтому ей выгодно развивать энергетическое сотрудничество с Варшавой.

К чему стремится Польша?

Решимость Польши активнее вести энергетический диалог с Россией также основан на прагматичном расчёте. Потребляющей 14-15 млрд. кубометров газа в год стране важно быть уверенной в поставках, и без участия России это едва ли возможно (процесс разведки и добычи сланцевого газа может затянуться на десятилетие, а постройка АЭС ещё на более долгий срок). Поэтому подписание 29 октября 2010 г. договора между Россией и Польшей о поставках газа до 2022 г. фактически было неизбежностью.

Серьёзным рычагом влияния Москвы на Польшу остаётся и нефть. По данным интернет портала „EuropeanDialog“, со следующего года Россия должна начать активнее использовать балтийские нефтепроводы BVS-1 и BVS-2. Эти трубопроводы могут переориентировать нефтяной экспорт в сторону морских путей, что позволит Москве оказывать на Польшу большее давление на переговорах о цене на газ и в своём стремлении приватизировать отдельные объекты её энергетической инфраструктуры. Поэтому сегодняшняя дружба с Россией может в том числе объясняться желанием Польши избежать вышеупомянутых проблем.

Наконец, став важным звеном в отношениях России и ЕС, Польша может надеяться на поддержку своей внешней политики со стороны Москвы, на укрепление своих позиций в Евросоюзе и соответственно на включение других стран ЕС в решение проблем энергетической безопасности – в том числе на помощь Евросоюза в случае энергетического давления на неё со стороны России.

Обобщая, следует заметить, что многие эксперты оценили достигнутые между Москвой и Варшавой договорённости как очевидный признак потепления их отношений. Однако это «потепление» не надо переоценивать. Польша вынуждена налаживать энергетический диалог с Россией, но делать это она будет с большой осторожностью. Поэтому энергетическое сотрудничество двух стран нужно рассматривать прежде всего как серию не терпящих отлагательств компромиссов, продиктованных в основном обоюдными стратегическими интересами двух стран и достигнутых при благоприятном политическом контексте.