Нефтяные цены снова растут, и неожиданно оказалось, что надо опять не опоздать на «инвестиционный поезд» в Россию. Несмотря на то, что инвестирование в страну по-прежнему считается рискованным, некоторые «ранние пташки» уже вернулись на этот рынок.
Если в целом в этом году, по данным отслеживающей движение капиталов компании EPFR, для фондов, которые специализируются на развивающихся рынках, характерен значительный отток средств, в фондах, специализирующихся на России, ситуация обратная. С начала года они привлекли в общей сложности 1,22 миллиарда долларов, в то время как для фондов, специализирующихся на Китае и Индии, отток средств составил 2 миллиарда долларов и 980 миллионов долларов соответственно, сообщает EPFR.
Управляющий директор EPFR Брэд Дарем (Brad Durham) считает, что энтузиазм в отношении России связан с «ростом нефтяных цен, важной ролью, которую в России играет энергетический сектор, и привлекательными ценами активов».
Управляющий директор по инвестициям компании «Ренессанс Управление Активами», входящей в московскую группу компаний «Ренессанс» Пламен Моновски (Plamen Monovski), также полагает, что сейчас хорошее время, чтобы добавить к своему портфелю российские инвестиции.
«Люди охотно покупают то, что дешево продается. А Россия – самый дешевый из крупных рынков», - утверждает он.
Однако наиболее благоразумные инвесторы, возможно, предпочтут не торопиться и подумать о том, почему так многие в свое время бежали с российского рынка. В конце прошлого года газета Financial Times писала том, что капиталы из России утекают со скоростью до 3 миллиардов долларов в неделю.
Евгений Гавриленков из московского инвестиционного банка «Тройка Диалог» в то время предположил, что ускорение оттока капиталов могло быть связано с опасениями обострения конфликтов между политическими и деловыми элитами.
«Это - часть византийской реальности России, которая не выглядит привлекательной для инвесторов», - заметил он.
Основатель специализирующегося по развивающимся рынкам фонда Hermitage Capital Management, Билл Браудер (Bill Browder), некогда бывший одним из крупнейших иностранных портфельных инвесторов в России, считает, что византийские реалии по-прежнему остаются важным фактором.
«В России любая компания может в любой момент потерять свои активы или средства, которые отберут преступники или конкуренты, и ей никто не поможет», - говорит он.
Проживающий в Лондоне г-н Браудер полагает, что будущую стоимость российских акций оценить трудно. «Необходимо делать значительную скидку, но какую именно?» Он относит Россию по уровню риска к той же категории, что Иран и Венесуэлу, и считает, что «скидки должны быть столь же высокими».
Г-н Браудер, которому в 2005 году запретили въезд в Россию после того, как он заподозрил ряд крупных российских компаний в коррупции, требует от Европейского Союза и США наложить запрет на выдачу виз российским чиновникам, которых он обвиняет в причастности к гибели своего юриста Сергея Магнитского. Г-н Магнитский умер в тюрьме два года назад.
Помимо «византийских» рисков, которые сами по себе способны отпугнуть инвесторов, также следует принимать во внимание зависимость России от природных ресурсов - прежде всего от нефти и минералов.
«Тем, кто вкладывает средства в Россию, стоит подумать о том, как поведет себя сырье», - считает Хьюго Бэйн (Hugo Bain), возглавляющий российское направление в фонде Pictet Asset Management.
Впрочем, многих инвесторов все это не смущает: «инвестиционные поезда» постоянно отбывают в Россию и недостатка в «пассажирах» у них нет.