Министр финансов России Алексей Кудрин опять присматривается к российским нефтяным баронам. Сперва министерство финансов нацелилось на Роснефть, заявив, что оно с 1 мая отменяет льготы по экспортным пошлинам для нефти с обширного восточносибирского Ванкорского месторождения, которое разрабатывает государственная нефтяная компания.
Затем на этой неделе министерство заявило об отмене льгот на экспорт для нефти с восточносибирского Верхнечонского месторождения, которое разрабатывает «ТНК-BP» BP, и с также расположенного в Восточной Сибири Талаканского месторождения, которое разрабатывает «Сургутнефтегаз».
Конец налоговых каникул для этих крупных новых месторождений будет стоить, по мнению аналитиков, трем вышеназванным компаниям миллионов долларов потерянной прибыли. Главный финансист ТНК-BP Джонатан Мьюр (Jonathan Muir) заявил в среду журналистам, что только его компании эта мера обойдется в 450 миллионов долларов. Аналитики в очередной раз предупреждают, что в итоге нефтяные компании могут начать откладывать инвестиции в новые месторождения, которые необходимо делать, чтобы предотвратить потенциальный будущий спад добычи.
Министру, предпочитающему консервативную финансовую политику, трудно находить равновесие. Хотя заоблачные нефтяные цены приносят огромные доходы, граница цены, при которой бюджет станет бездефицитным, продолжает отодвигаться по мере роста социальных расходов. Недавно она достигла уровня 115 долларов за баррель. Сейчас правительство с тревогой ищет способ опять снизить социальные налоги, рост которых ударил по инвестиционному климату.
Судя по заявлениям могущественного российского вице-премьера Игоря Сечина, отвечающего за энергетический сектор и еще недавно возглавлявшего совет директоров «Роснефти», битва за налогообложение нефтяных компаний еще не закончена. На прошлой неделе в ходе встречи с российским премьер-министром Путиным Сечин публично схлестнулся с заместителем Кудрина Сергеем Шаталовым, заявив, что отмена льгот для восточносибирских месторождений – это временная мера, которая будет действовать только до тех пор, пока цены на нефть выше зафиксированного в бюджете уровня.
Представители сектора утверждают, что, если это действительно так и если отмена льгот не коснется новых месторождений, которые только начинают разрабатываться, инвестиции в добычу на новых, входящих в эксплуатацию месторождениях - таких, как восточносибирское Юрубчено-Тохомское месторождение, которым занимается «Роснефть», - будут продолжать осуществляться.
Хотя будущее российской экономики в целом в преддверии надвигающихся президентских выборов остается неопределенным, Путин – и российский президент Дмитрий Медведев – все равно должны определить будущее отрасли.
Пока более либерально настроенные чиновники спорят с такими как Сечин, олицетворяющий собой эпоху российского ресурсного национализма, Путин приказал к лету подготовить доклад о состоянии добычи на действующих российских месторождениях, сообщает главный стратегический аналитик московской инвестиционной компании «Уралсиб Кэпитал» Крис Уифер (Chris Weafer). «Этот доклад должен ответить на один вопрос: насколько велик риск серьезного спада добычи на действующих месторождениях до ввода в строй новых, - говорит Уифер. – Если риск велик, это станет катализатором для долговременной реформы налоговой системы».
Российские нефтяные бароны не один год предупреждали, что без перехода к более стабильной системе, основанной на выгодах, и без значительного смягчения действующего режима экспортных пошлин, благодаря которому сейчас большая часть прибылей достается государству, неизбежен будет серьезный спад, так как месторождения Западной Сибири постепенно иссякают. Единственная причина, по которой добыча в России в последние годы била постсоветские рекорды, - это налоговые льготы, которые правительство обеспечивало новым месторождениям, таким как Ванкорское, утверждают они.
Некоторые считают, что это означает неизбежность крупных реформ. «Россия не намерена ставить под угрозу свое положение крупнейшего в мире поставщика нефти, - уверен Уифер. – На этом в большой степени держится ее геополитическое влияние. Похоже, у нее нет выбора, и всерьез менять налоговую структуру ей придется. То, что происходит сейчас – это только мелочи».
Между тем, пока российские нефтяные бароны пользуются налоговыми льготами на экспорт нефтепродуктов, ряду российских регионов грозит опасность полномасштабного топливного кризиса. В этом году Россия жестко контролировала внутренние цены на топливо, пытаясь обуздать инфляцию. В итоге нефтяные компании начали отправлять большую часть нефтепродуктов за рубеж. По мнению аналитиков, это еще одна серьезная причина для того, чтобы изменить неравномерную систему налогообложения нефтяного сектора.