В рамках программы по демонстрации зарубежным инвесторам, что Россия – территория надежных и выгодных вложений, российский банк, которым владеет государство, учредил фонд прямых инвестиций. Руководителем фонда назначен бывший банкир Goldman Sachs, а продвигать его будет премьер-министр Владимир Путин.
В прошлом месяце Путин встретился в Москве с крупными международными инвесторами, в том числе с Стефаном, руководителем Blackstone Group и Лу Зивеем, руководителем China Investment Corporation. Целью встречи было попытаться заинтересовать бизнесменов российском фонде прямых инвестиций. Путин планирует официально объявить о фонде в этом месяце на Международном экономическом форуме в Санкт-Петербурге.
В среду в Вене за ужином, на котором присутствовали несколько бизнесменов и инвесторов, Кирилл Дмитриев, ранее работавший на Goldman Sachs и McKinsey & Company, а ныне возглавляющий фонд, поделился подробностями о том, какая структура будет у этой организации.
Смысл фонда, подчеркнул Дмитриев, в преумножении капитала. Что не всегда очевидно в России, где иностранные инвесторы обычно волнуются из-за коррупции, редко когда справедливой судебной системы и авторитарных тенденций в правительстве.
«Мы хотим получать прибыль», – заявил Дмитриев, выпускник Стэнфорда и Гарвардской школы бизнеса. До того, как Путин назначил его управляющим этого фонда, Дмитриев занимал кресло президента Icon Private Equity – фонда, концентрирующего свое внимание на России и странах бывшего Советского Союза.
Дмитриев пообещал, что управление инвестициями будут производиться исходя из прибыльности, а не политических задач правительства. По его словам, хотя глобальной задачей фонда и станет поощрение роста бизнеса и увеличение количества рабочих мест, инвестиции будут оцениваться из расчетов на потенциальную прибыль относительно норм прибыли, принятых для 5-7-летних инвестиционных циклов, стандартных для фондов прямых инвестиций.
Россия планирует разместить в фонде инвестиций на 10 миллиардов долларов взносами по 2 миллиарда ежегодно в течение пяти лет. Средства будут поступать из правительственного банка развития – «Внешэкономбанка». Доля банка в инвестициях никогда не будет превышать 50%, что означает сохранение контроля в руках западных инвесторов, объяснил Петр Фрадков, заместитель председателя банка.
В то же время тот факт, что Путин лично вовлечен в дела фонда, должно укрепить уверенность инвесторов в том, что им не придется сталкиваться с предвзятыми судами или коррумпированными чиновниками. «Инвесторы должны получить полный комфорт», – подчеркнул Фрадков.
18 мая прошла полуторачасовая встреча Путина с иностранными инвесторами – группой около 20 человек, среди которых были представители Инвестиционной администрации Кувейта и Абу-Даби и фонд частного капитала Permira, рассказали Фрадков и Дмитриев.
Инвесторов не просят выписывать фонду чистые чеки, скорее предлагается вкладывать в конкретные сделки – и это еще одна мера для того, чтобы убедить их, что за ними сохранится контроль над тем, как расходуются их средства. По словам Фрадкова, уже есть проекты в разработке и первые сделки должны будут быть объявлены в течение девяти месяцев.
Фрадков не раскрыл деталей возможных сделок, но Дмитриев подчеркнул, что одной из целей фонда будет инвестирование в компании, которые могли бы оказаться в прибыли за счет российского быстрорастущего среднего класса.
Вероятно, инвесторов все еще нужно убеждать. Судя по вопросам, прозвучавшим за ужином, ясно, что многие из них все еще относятся к России как к рискованной и непредсказуемой территории. Когда в дело вовлечены политики – и это относится не только к России – то всегда есть риск, что деньги уйдут на проекты, находящиеся в фаворе на данный момент.
Как заметил Дмитриев, лучший способ бороться с такими страхами – это добиться в последующие годы большой прибыли.