Когда Советский Союз шел к своей последней осени, в стране уже действовали первые частные предприятия, позволившие разбогатеть немногочисленным счастливчикам. Однако законы менялись недостаточно быстро, не успевая за переменами в экономике, многие чиновники по-прежнему считали прибыли эксплуатацией, и в результате даже самые благонамеренные бизнесмены вынуждены были постоянно что-то нарушать. Таким образом, все преимущества оказывались у тех, кто был коррумпирован.
В стране процветал рэкет. Бизнесмен, который сталкивался со стремительно укреплявшимися преступными организациями – так называемой мафией, – зачастую чувствовал, что в милицию ему лучше не обращаться. Цикл из трех статей, вышедший тем летом в Washington Post под общим названием «Советский капитализм: Дикий Восток» («Soviet Capitalism: The Wild East»), задокументировал рост криминального бизнеса параллельно с законным на фоне попыток коммунистической системы превратиться в свободный рынок.
Эти неправедные корни за прошедшие годы никуда не делись, принесли богатый урожай и продолжают препятствовать развитию страны. В докладе, опубликованном 7 сентября Всемирным экономическим форумом, эта организация, которая проводит ежегодный экономический саммит в швейцарском Давосе, сообщила, что Россия в составляемом ВЭФ рейтинге глобальной конкурентоспособности упала на три позиции, скатившись до 66 места.
В числе причин снижения глобальной конкурентоспособности России доклад называет коррупцию, неэффективность государственной бюрократии и преступность. Он утверждает, что России необходимо укрепить законность, лучше защищать права собственности и улучшить судебную систему. Пока Россия находится в рейтинге позади Вьетнама, но впереди Перу.
Организация Transparency International в своем Индексе восприятия коррупции, в котором страны ранжированы от менее коррумпированных к более коррумпированным, поместила Россию в конец списка, на 154-е место – на один уровень с Кенией.
8 сентября на международном форуме в городе Ярославле президент Дмитрий Медведев признал, что над Россией по-прежнему тяготеет ее советское прошлое.
«Мы уже пытались когда-то создать общество, в котором нет богатых. Итоги этого социального эксперимента известны – он закончился стагнацией, нищетой и, к сожалению, развалом государства», - заявил он.
Его выводы? «Неприкосновенность частной собственности должна быть гарантирована».