Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Загадка российского бизнеса

© коллаж ИноСМИВ России бизнесом надо заниматься с душой
В России бизнесом надо заниматься с душой
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Как известно Уинстон Черчилль однажды назвал Россию «окутанной тайной загадкой внутри головоломки». Сейчас с мнением Черчилля согласны даже сами россияне, особенно когда речь идет о вещах, относящихся к бизнесу.

Как известно Уинстон Черчилль однажды назвал Россию «окутанной тайной загадкой внутри головоломки». Сейчас с мнением Черчилля согласны даже сами россияне, особенно когда речь идет о вещах, относящихся к бизнесу. Законы в этой области запутаны и часто интерпретируются неправильно. Правила применяются несправедливо. Коррупция остается повсеместной. Возможно, именно это – одна из причин, которые заставляют 50 % россиян – в том числе две трети россиян младше 35 лет – «мечтать о том, чтобы покинуть страну» (такие цифры показывают последние опросы «Левада-Центра»). Подобное бегство молодежи истощило бы страну экономически.

Тем не менее, некоторые реформы все же были проведены, и определенного прогресса удалось добиться. Об этом я и мои коллеги узнали от лидеров бизнес-ассоциаций в ходе мероприятий, проводившихся в сентябре в Москве российской Торгово-промышленной палатой. Например, Дина Крылова из НП «ОПОРА» («Объединение предпринимательских организаций России») говорила о реформе госзакупок как о примере сферы, в которой загадка, упомянутая Черчиллем, стала чуть менее таинственной. Она отметила, что благодаря реформам законодательства, которых удалось добиться «ОПОРЕ», российский малый и средний бизнес сейчас может играть большую, чем раньше, роль в госзакупках. 

Согласно докладу ОЭСР, в 2009 году 27 миллиардов долларов из российского бюджета госзакупок, в целом составляющего 133 миллиарда долларов, отошли малому бизнесу.

В ходе другой проходившей в Москве беседы вице-президент  Пермской торгово-промышленной палаты Елена Миронова дала любопытный ответ на вопрос о том, почему в России  по-прежнему сохраняются проблемы с правами собственности – основой рыночной экономики. Она объяснила, что  истинная стоимость недвижимости зачастую скрывается, чтобы снижать налоги на сделки. По словам Елены, «цена в земельном кадастре может быть в тысячу раз меньше цены в реальности». Подобный недостаток прозрачности сказывается не только на российской экономике, но и на развитии российской демократии. В конце концов, когда истинная цена собственности скрыта, и осведомленные лица могут использовать информацию о ней для своей выгоды, процветает коррупция. Это негативно сказывается на демократии и вере России в демократические институты.

В некоторых регионах предпринимательские организации успешно ведут борьбу за прозрачность. Возьмем, например, случай Леонида Перминова, коллеги Елены из Кировской торгово-промышленной палаты. Организация Леонида недавно боролась за то, чтобы изменить порядок сдачи принадлежащей государству земли в аренду под киоски. В итоге, благодаря реформе аренды, сделавшей этот процесс более справедливым и прозрачным, 900 владельцев торговых палаток получили определенное чувство стабильности и уверенности в будущем, которого у них раньше не было. Девять сотен киосков – это, на первый взгляд, не так много, но для бизнеса Кировской области, случившееся стало важной победой.

Тем не менее, несмотря на достигнутый прогресс, вопросы, связанные с правами собственности, продолжают носить приоритетный характер для всех торговых  палат и предпринимательских организаций, с представителями которой мы говорили. Многие из них упоминали о частых случаях корпоративного рейдерства, в результате которого контроль над компаниями захватывается с помощью закулисных маневров. Также предприниматели говорили о том, как трудно получить доступ к земле, большая часть которой по-прежнему принадлежит местным и региональным властям.

Все эти разнообразные факторы и временами противоречивые тенденции заставляют нас вновь вернуться к Уинстону Черчиллю, как известно сказавшему в первые годы Второй мировой войны: «Это не конец, это даже не начало конца. Но, возможно, это конец начала». Хотя сделать предстоит еще многое, российские бизнес-ассоциации и торговые палаты все же сумели выработать эффективную стратегию для работы в иногда хаотичной среде.