Москва – Владимир Путин продемонстрировал сверхъестественное мастерство в политике и экономике нефти. Под его наблюдением сначала в качестве президента, а потом в качестве премьер-министра, Россия достигла вершин глобального бизнеса, обойдя Саудовскую Аравию и став крупнейшим в мире производителем нефти.
Тем не менее, на серии встреч за последние два года его помощники вступали в спор с г-ном Путиным, предоставив свидетельства того, что российское доминирование в нефтяном секторе не будет продолжаться, если нынешние чрезвычайно высокие налоги на нефтяные компании продолжат существовать в ближайшее десятилетие.
Неважно, что высокие налоги на нефтяной сектор являются сердцем российской экономической политики. Доходы от них позволяют финансировать российские фонды «на черный день», которые позволяют избавлять зависимую от нефти экономику страны от бед, связанных с периодическим падением цен на сырье, экспортируемое Россией.
Результатом этих встреч стал поворот, осуществляемый г-ном Путиным, который призван удержать Россию наверху нефтепроизводительной пирамиды и предотвратить потенциальную потерю экспорта около двух миллионов баррелей нефти в день на мировые рынки – больше, чем экспортируется, например, Ливией.
Пересмотр приведет к сокращению налогов на экспорт нефти. Новая политика, которая вступила в силу с 1 октября, была одним из условий, которое помогло добиться крупных инвестиций в прошлом месяце со стороны Exxon Mobil.
Пересмотр, известный как программа 60/66, по величине новых налоговых ставок, которые она вводит, призван поддержать нынешний уровень добычи нефти в России – около десяти миллионов баррелей в день, что составляет примерно половину от американского потребления – несмотря на рост затрат на производство, связанный с эксплуатацией месторождений в сложных условиях вечной мерзлоты в еще более удаленных районах Сибири и морских месторождений в Арктике.
Налоговые перемены и открытие российского сегмента Арктики для совместных предприятий по типу того, соглашение о котором было достигнуто с Exxon, заставляет предполагать, что г-н Путин прислушался к аргументам, что российская нефтяная отрасль нуждается в большем финансовом запасе для функционирования и сохранения своих позиций впереди шейхов.
«Определенно задули новые ветры перемен», - заявил в телефонном интервью старший исследователь Кембриджской ассоциации энергетических исследований (Cambridge Energy Research Associates) Тэйн Густафсон (Thane Gustafson).
«Сейчас имеется определенный консенсус, в том числе и со стороны г-на Путина, о том, что если нефтяные компании не получат стимул не только увеличивать выработку на изношенных месторождениях, но и более агрессивно действовать на береговых границах и морских месторождениях, последствия будут печальными», - сказал он.
Cambridge Energy, подразделение международной группы деловой информации IHS, выступала в качестве советника российского Министерства энергетики во время выработки новой налоговой политики. Также выступали в роли советников консалтинговая компания McKenzie и аудитор Ernst & Young.
Компании смоделировали эффект сохранения высоких нефтяных налогов в российской нефтяной отрасли. Эта политика была введена в 2004 году после ареста нефтяного магната Михаила Ходорковского, который выступал против налогов. Модели учли рост затрат по мере истощения сибирских месторождений на суше.
Оффшорные и более удаленные месторождения, которые придут им на смену, еще более негостеприимны и суровы, чем Ханты-Мансийский регион Сибири, где располагаются основные месторождения сейчас.
Исследование пришло к выводу, что если ничего не сделать, общий объем производства упадет до восьми миллионов баррелей в день уже к 2020 году.
Налоговое затруднение подчеркивает ключевое отличие российской нефтяной отрасли от нефтяной отрасли Саудовской Аравии, которую Россия сместила на вершине мировых производителей.
Саудовская Аравия, при поддержке Соединенных Штатов, которые поддерживают монархию в военной сфере, сохраняет позиции лидера по потенциальным возможностям в извлечении нефти. Это легче делать в пустыне, возле портов, где производственные затраты ниже. Тем не менее, обширные капиталовложения являются нормой.
Россия, напротив, направляется в своей нефтяной политике международными соображениями. Москва пытается сохранить промышленную экономику в дополнение к своему нефтяному бизнесу, поэтому и обкладывает нефтяные компании большими налогами – но результатом оказалось столь высокое налогообложение, что оно иссушило индустрию капитала, даже при том, что производство постепенно переключается на морские месторождения в Сибири.
Чтобы убрать прогнозируемый в результате спад, правительство снизило налоги на добычу полезных ископаемых и экспортные пошлины на сырую нефть впервые с 2004 года по новой программе, с 65% до 60% - цифра 60 в названии программы 60/66.
Экспорт нефти обеспечивает 40% доходов российского бюджета. Чтобы компенсировать эти потери бюджета, в рамках пересмотра политики была повышена экспортная пошлина на продукты переработки – до 66% с 52%, и убраны даже более низкие ставки для экспорта низкосортного топлива, типа мазута, который российские перерабатывающие предприятия экспортируют в изобилии.
Программа, призванная сохранить как можно дольше уровень производства нефти в России, также, конечно, будет способствовать сохранению зависимости страны от цен на сырую нефть в плане ее благосостояния.
Предыдущая система была отражением промышленной политики, от которой теперь было решено частично отказаться. Сравнительно низкие экспортные пошлины на переработанные продукты были продолжением советской политики, направленной на стимулирование промышленного производства нефтепродуктов по сравнению с экспортом сырья, причем за эту идею выступал и г-н Путин. Намерением было поддержать отечественную индустрию переработки, которая должна была обеспечивать рабочие места и дополнительную прибыль, которые в теории должны были появляться в результате экспорта бензина, дизельного и авиационного топлива, а не нефти.
Проблема была в том, что предприятия по переработке – наследники советской эпохи – производили меньше бензина и других светлых нефтепродуктов, чем западные нефтеперерабатывающие заводы, и гораздо больше мазута и другого низко очищенного топлива, чем Россия могла потребить на внутреннем рынке. В 2004 году экспортные тарифы на это топливо были снижены до примерно 30%, чтобы помочь перерабатывающим предприятиям избавиться от него. Результатом стал стимул к инвестированию в новые нефтеперерабатывающие мощности, которые производили бы много мазута и другого низкоочищенного топлива, вместо инвестиций в нефтяные месторождения. Российские нефтяные компании зарабатывают примерно 10 долларов прибыли на каждый баррель нефти, извлекаемой из земли, даже при мировых ценах на нее выше ста долларов за баррель.
Однако же если компания являлась оператором крайне неэффективного нефтеперерабатывающего комплекса, производящего огромные количества мазута, она могла заработать дополнительную прибыль в 23 доллара с барреля из-за низких налогов, говорит Александр Булганский, старший аналитик по нефти в московском банке «Открытие».
Компании строят преднамеренно неэффективные перерабатывающие комплексы по прозвищу «самовары», по конструкции времен начала ХХ века, которые просто кипятят сырую нефть, а не используют катализаторы для производства большего количества бензина. Около 250 таких заводов работают сегодня.
Россия экспортирует около трех миллионов баррелей переработанной продукции в день, по сравнению с четырьмя миллионами баррелей сырой нефти. Вместо стремления исправить ситуацию с субсидиями на переработку, от данного проекта в значительной степени отказались в новой программе, в пользу компаний, которые занимаются разведкой и бурением, что является критически важным для российской экономике и дает около 17% ВВП.
Пересмотр политики, который позволит России сохранить производство нефти на нынешнем уровне в ближайшее десятилетие, совпал с объявлением г-ном Путиным о своих намерениях вновь избираться в президенты.
С первых дней своего президентства г-н Путин решил, что экспорт природных ресурсов и энергоресурсов в частности может не только способствовать финансированию возрождения России, но также и помочь в вопросе восстановления российского геополитического величия и влияния. Нефтяные компании, конечно, также получают более низкие налоги.
«Это позволит нам сохранить производство на высоком уровне и увеличить вложения капитала в наши разведывательные и добывающие активы», - заявил, говоря о переменах, Дмитрий Сергеев, представитель ТНК-ВР.
Не менее важна российская налоговая система была и для нефтяных инвестиций по соглашению «Роснефти» с Exxon, поэтому в нем появилось условие, что Exxon и российское правительство согласны на проведение консультаций по налоговым вопросам в качестве условия для инвестиций.