Сергей Удальцов знает, как подобает вести себя русскому революционеру. Когда толпа протестующих вокруг него начала расходиться, лысый лидер радикальной группы «Левый фронт» забрался на каменный бортик пустого фонтана с мегафоном в руках. «Мы не расходимся! Мы не расходимся!», закричал он. Пара сотен участников охотно подхватили его призыв.
Проблема была в том, что большинство из 20 тысяч людей (согласно оценкам), заполнивших Пушкинскую площадь, протестуя против возвращения Путина в Кремль, действительно уходили. В конце концов, это был вечер понедельника, а во вторник утром нужно снова идти на работу. Кроме того, было холодно, шел снег, многие еще не ужинали.
В тот момент, когда толпа, состоящая в основном из представителей среднего класса, стала уходить с площади, оставляя лишь маленькую группку протестующих, окруженную мощным кордоном полицейских, развивающаяся российская политическая оппозиция тихо признала, что она еще не готова тягаться с Путиным или полицией.
Спустя короткое время после того, как они ушли, полиция стала надвигаться на демонстрантов, - шлемы и дубинки наготове. Они арестовали около 250 человек, включая Удальцова и его коллегу по оппозиции Алексея Навального, и очистили площадь от остающихся москвичей, которые решили, что выступить против Путина было делом достойным того, чтобы рисковать своим здоровьем и благосостоянием. Все это заняло около часа.
Читайте также: "Это вы, б...дь, так президента избираете?"
Протестный палаточный лагерь на Пушкинской площади, в 1,5 км от Кремля, так и не материализовался. Полиция заставляла всех, кто хотел придти на митинг, проходить через металлические детекторы, а палатки так и не прибыли. Большинство митингующих вообще не знали, что провести ночь на холодной площади было частью плана.
Антипутинское движение попыталось обернуть тот факт, что у него нет единого лидера или программы, в свое преимущество. Но в понедельник стало ясно как никогда, что известные фигуры оппозиции сходятся мало в чем, кроме их недовольства Путиным. Было также ясно, что главное достижение Путина — то, что россияне стали более обеспеченными, чем когда он пришел к власти 12 лет назад — защищает его от негодования, обращенного против засилья коррупции среди госслужащих, цензуры и репрессий.
Удальцов и Навальный остались на площади со своими самыми несгибаемыми сторонниками, зная, что их почти наверняка арестуют. Но другие ведущие фигуры оппозиции — такие как бывший чемпион по шахматам Гарри Каспаров, бывший премьер Михаил Касьянов и давние активисты Борис Немцов и Владимир Рыжков — просто призвали толпу вернуться в субботу для еще одного митинга из нерегулярной серии протестов, которая началась в декабре.
«Митингующие боялись, и полиции удалось разрознить толпу, - говорит Лиза Винник, 26-летний специалист по пиару. - Если вы меня спросите, готова ли я бороться и остаться на площади, то я отвечу «да». Но это не индивидуальное решение. Это коллективное решение. Для большинства людей это был просто еще один митинг».
Это не означает, что антипутинское движение закончилось. Но момент мощного противодействия, который мог бы изменить планы Путина по инаугурации в мае на третий президентский срок, скорее всего, прошел. Даже Навальный в речи со сцены предположил, что движению нужно подумать о более долгосрочных перспективах. «С завтрашнего дня мы создадим универсальную пропагандистскую машину, которая будет работать не хуже чем первый канал, но которая будет не оболванивать, а говорить правду», кричал он в ответ на самые громкие аплодисменты вечера. Однако он предположил, что убедить народ в отдаленных регионах России в том, что Путин и его окружение коррумпированы и не являются законными правителями, может занять «полгода».
Еще по теме: Все решит Пушкинская площадь
Так что Пушкинская площадь, названная в честь романтического поэта, убитого в дуэли, не станет новой площадью Тахрир, местом рождения быстрой и опасной революции. Но многие участники митингов считают модель еженедельных демонстраций, которые медленно, но верно принесли перемены в восточной Германии в 1989 и 1990, лучше.
«Было бы хорошо, если бы это произошло пораньше, но скорее всего, это займет 4-5 лет, - говорит Инесса Рахманова, 48-летняя художница, которая приняла участие в ранней, мирной части митинга. - Это не просто надежда. Мы уверена, что можем изменить ситуацию».
Больше двух часов Рахманова стояла в сугробе, держа сделанный вручную транспарант, на котором было написано: «Москва слезам не верит, Путин!». Плакат относился к моменту, когда авторитарный лидер, очевидно, проявил свои чувства, благодаря мощную толпу своих сторонников в воскресенье вечером, когда появились результаты, свидетельствующие о том, что его поддержали 63% голосов. Путин был президентом между 2000 и 2008, после чего перешел на пост премьер-министра, на которм он пребывал последние четыре года.
Путин позже отрицал, что плакал, заявляя, что слезы были от ветра.
Но если не смотреть на полицейские кордоны, действительно создавалось ощущение, что Кремль в понедельник пытался показать свою более мягкую сторону.
Смотрите по теме: Подсчет участников массовой акции 5 марта на Пушкинской площади
За несколько часов до начала протестов президент Дмитрий Медведев, вскоре складывающий свои полномочия, позволяя его покровителю Путину вернуться к посту, объявил, что он поручил пересмотр дела заключенного под стражу олигарха Михаила Ходорковского. Ходорковский, символ неповиновения для некоторых членов оппозиции, в тюрьме с 2003 и должен остаться там до 2017.
Его приговорили к сроку семь лет назад по обвинению в мошенничестве и неуплате налогов, которые появились после того, как он посмел бросить политический вызов Путину. Новые обвинения в хищениях и еще один приговор были объявлены в 2010, когда окончание первого срока подходило к концу.
Медведев также распорядится о проведении расследования причин отказа в регистрации «Партии народной свободы», возглавляемой Немцовым и Касьяновым.
Этот шаг был сделан уходящим с поста Медведевым, а не реальным авторитетом Путиным, но он мог бы стать достаточным для того, чтобы убедить некоторых лидеров оппозиции в том, что идет процесс реформ, и вероятно, он также усугубил разногласия по поводу того, стоит ли начинать более агрессивную уличную тактику.
Приказы Медведева также намекают на то, что Кремль понимает, что одной только полицией специального назначения не победить страну, которая медленно от него отворачивается. Когда его уводили полицейские, Навальный нагло продолжал публиковать сообщения в Твиттере со своего мобильного телефона. «Полицейский, который меня охраняет, говорит, что голосовал за Жириновского, - пишет Навальный. - Ему явно не нравится происходящее».