Российский автомобильный рынок растет и растет. Выгоду от этого получает, прежде всего, немецкий концерн Volkswagen, так как он в свое время многим рисковал.
Тот, кто хочет добиться успеха в России, должен иметь хорошие отношения с Владимиром Путиным. Это известно также производителям автомобилей из Вольфсбурга, и они активно стремятся укрепить свои позиции. Так, например, концерн VW спонсирует не только российскую футбольную сборную, но и вызывающую противоречивые мнения Зимнюю Олимпиаду в Сочи. На одной из встреч с российским премьером глава немецкого концерна Мартин Винтеркорн (Martin Winterkorn) лично удостоился за это похвалы.
Подобные расходы концерна из Вольфсбурга оправданы, поскольку российский автомобильный рынок в настоящее время является одним из самых привлекательных в мире. После обвала в кризисный 2009 год, объемы продаж в 2010 и в 2011 году увеличились соответственно на 30% и на 40%. В текущем году россияне могут купить больше автомобилей, чем немцы, - в общей сложности 3,2 миллиона штук. Такие данные приводят эксперты Центра автомобильного менеджмента из Гладбаха (Center of Automotive Management). В начале 2012 года продажи автомобилей в России увеличились на четверть, и это значительно больше, чем ожидалось.
Такие немецкие производители как Volkswagen, BMW и Mercedes получают от этого выгоду. Только концерн VW в прошлом году вдвое увеличил объемы своих продаж. По данным Союза автомобильной индустрии (Verband der Automobilindustrie), доля всех немецких производителей на российском рынке впервые превысила 20%.
Читайте также: Работники поставщика Wolkswagen в Калуге объявили забастовку
Кабальные договоры для западных концернов
Для предприятия из Вольфсбурга такого рода готовность к риску приносит свои плоды. VW был первым концерном, рискнувшим построить в России собственный завод по производству автомобилей. Компания из Вольфсбурга инвестировала полмиллиарда долларов в свой завод в Калуге, где в прошлом году с конвейера выкатили 135 000 автомобилей. Отсутствие поставщиков комплектующих, нехватка квалифицированных рабочих, а также серьезный экономический кризис привели к тому, что старт этого предприятия получился не особенно гладким. Однако увеличение объема продаж в феврале на 74% в сравнении с тем же периодом прошлого года показывает, что дела идут в году.
Совершенно добровольными эти инвестиции назвать нельзя. Российское правительство не хотело отказываться от отсталых местных производителей без ответных действий со стороны конкурентов из числа западных концернов. Импортные пошлины в размере 30% на новые автомобили должны были сделать не только «Лады» конкурентоспособными, но и склонить иностранные концерны к организации производства на российской территории.
Для правительства Путина это был вопрос престижа, так как автомобильная индустрия является одной из немногих достойных упоминания в этой стране за рамками сырьевого сектора. Для того, чтобы сохранить свои позиции производители должны довести объемы производства до 300 000 автомобилей в год. И только те концерны, которые производят 60% комплектующих в России, могут беспошлинно ввозить в страну оставшуюся их часть.
Также по теме: В Европе новые автомобили не покидают автосалоны
Властители российского рынка
В тот период у концернов не было особого выбора. В настоящее время производство автомобилей иностранных марок не только превзошло по количеству импорт, но и показатели российских производителей. В ближайшие годы станет ясно, кто в конечном итоге будет занимать господствующее положение на российском рынке. Сегодня на роль альфа самца претендует альянс Renault-Nissan, которому принадлежит четверть активов компании, производящей автомобили «Лада», а также заводы в Москве и Санкт-Петербурге. В спину ему дышат VW, Ford, General Motors, Peugeot-Citroen, а также азиатские производители Hyunday, Kia и Toyota. 11 из 15 крупнейших мировых автопроизводителей имеют свои заводы в России.
В конце марта концерн Fiat-Chrysler сообщил о своем намерении построить в Санкт-Петербурге завод, на котором ежегодно будет производиться 120 000 внедорожников. Этому концерну будет принадлежать 80% активов нового завода, а Сбербанк, большинство акций которого находится в собственности государства, получит 20%. В это предприятие планируется инвестировать 32 миллиарда рублей (около 825 миллионов евро). Российский рынок внедорожников обладает большим потенциалом роста. Объем их продаж в 2011 году увеличился на 50%, и, как ожидается, в 2012 году рост составит еще 12%.
Экспортеры находятся в невыгодном положении
Если говорить о конкурентной борьбе, то лучшие позиции в этом отношении у концерна Volkswagen. Только альянс Renault-Nissan смог продать в январе и феврале больше автомобилей, чем группа Volkswagen. Немцы также вслед за Renault занимают ведущее положение в области производства комплектующих на местах. Так, например, в Калуге производятся не только кузова, но также оси, сидения и части внутренней отделки. Сложности начального этапа, судя по всему, уже почти забыты.
Читайте также: Большие российские надежды Volkswagen
Руководство концерна теперь больше думает об экспансии. Несколько недель назад на бывшем заводе ГАЗ в Нижнем Новгороде, выпускавшем когда-то «Волги», было запущено производство автомобилей Skoda Yeti. В будущем с конвейера там будут сходить 110 000 различных транспортных средств марки VW.
Но тот, кто сегодня не представлен на российском рынке, в будущем может столкнуться с серьезными сложностями. Российские партнеры с собственными производственными мощностями уже разобраны по концернам. Совсем недавно было объявлено, что Renault хочет увеличить свою долю в АвтоВАЗе до уровня выше 50%. Ford сотрудничает с российской сборочной компанией Sollers. ГАЗ завален заказами от VW и GM. А производители, не имеющие своих предприятий в России, из-за высоких пошлин находятся в невыгодном положении. Только такие компании, выпускающие автомобили премиального класса как Mercedes, могут спокойно смотреть на все это. Не имея собственного сборочного производства внутри России, компания из Штутгарта в прошлом году смогла продать 29 000 автомобилей, то есть на 50% больше.
Тем компаниям, которые уже вложили большие средства, остается надеяться на то, что этот рынок на нажмет на полный тормоз, как это было в кризисном 2009 году. Однако рамочные условия остаются неизменными. Экономика страны по-прежнему зависит от высоких цен на нефть. Вместе с тем эксперты, в том числе консультанты компании PWC, считают, что в ближайшие годы можно рассчитывать на увеличение продаж. Насыщение рынка, по их мнению, следует ожидать не раньше 2025 года.