В полдень понедельника в Министерстве инфраструктур и строительства начались переговоры с экспертами правительства России по разрешению спора, который угрожает заблокировать грузоперевозки между Польшей и Россией. Это, собственно, последний шанс преодолеть конфликт, так как в понедельник прекратило действие польско-российское соглашение по лимиту разрешений на перевозки для обоих государств. Это значит, что сейчас польские перевозчики не могут въехать в Россию с товарами для местных получателей, а до 15 февраля российскую территорию должны покинуть фуры, которые въехали туда на основании разрешений, полученных ранее.

Два последних десятилетия Польша и Россия устанавливают лимит на выдачу разрешений для автоперевозчиков, ограничивая этим доступ к своему рынку. Многие польские транспортные компании смогли развить свою деятельность. «Водители из Западной Европы в Россию вообще не ездят. Польские — пока еще только встают на ноги, поэтому соглашаются на рейсы, связанные с тем, что им приходится покидать свои семьи на одну или даже две недели», — рассказывает заместитель директора транспортной компании Adampol Адам Быглевский (Adam Byglewski). Польские перевозчики воспользовались своим шансом: по данным Евростата, они стали лидерами в ЕС по объему перевозок на трассах свыше 2000 километров, то есть в поездках в Россию или в страны Азии транзитом через ее территорию. Однако на этих маршрутах наши транспортные компании конкурируют с российскими, для которых через Польшу проходят ключевые транзитные маршруты на Запад.

Россияне не приехали

Шедшие в последние недели переговоры между представителями правительства Польши и России по разрешениям на грузоперевозки на 2016 год пока завершились провалом, так как в прошлую пятницу российская делегация не приехала на очередной раунд в Гданьск. Вместо этого Министерство транспорта Российской Федерации сделало заявление, в котором обвинило польскую сторону в том, что она выдвигает ультиматум, требуя изменения российского законодательства в сфере контроля грузоперевозок.

Загвоздка в том, что введенные в прошлом году Россией в одностороннем порядке нормы, касающиеся, в частности, перевозок из третьих стран могут резко ограничить возможности польских перевозчиков. Если, например, товар произведен в Польше дочерней компанией западного концерна и отправляется в Россию с накладной этой заграничной организации, россияне не считают его польским товаром. Следовательно, на его перевозку нужно особое разрешение. Похожие проблемы создают новые российские законы при перевозке в Россию товаров, которые хранятся на польских складах или приезжают в Польшу по железной дороге.

«Если эти нормы не изменят, то даже после согласования нового пакета разрешений нашим перевозчикам станет невыгодно ездить в Россию», — говорит Адам Быглевский. Ключевое значение, по его мнению, имеет именно урегулирование вопроса этих новых российских норм по контролю грузоперевозок.

Сходную позицию представил также заместитель министра инфраструктуры и строительства Ежи Шмит (Jerzy Szmit), занимающийся вопросами транспорта. «Мы хотим получить от Москвы гарантии, что принятые в одностороннем порядке нормы, касающиеся контроля грузоперевозок (…) не ограничат доступ на российский рынок польских транспортных компаний и товаров. Чтобы это не стало очередными санкциями против Польши», — заявил в понедельник Шмит, которого цитирует Польское агентство печати. Он также отметил, что проблема касается не одной Польши, а всей Европы. «Если мы не сможем ездить, от этого пострадают все перевозки на направлении Евросоюз — Россия», — сказал он. В четверг проблемы польских перевозчиков в России будет обсуждать в Еврокомиссии министр инфраструктуры и транспорта Анджей Адамчик (Andrzej Adamczyk).

Польша ответит

А если Россия не даст польским перевозчикам разрешений? «Тогда по принципу взаимности российские перевозчики не получат разрешений на поездки через польскую территорию», — отмечает Адам Быглевский.

Москва поставила под вопрос свое транспортное сотрудничество с ЕС уже в 2013 году, введя систему дополнительных страховок параллельно гарантиям, предусмотренным системой автоперевозок TIR, в которую Россия входит уже 40 лет. Европейская комиссия протестовала, указывая, что это нарушает международные договоры, и собиралась предъявить России иски, но пока этих обещаний Брюссель не выполнил.