Бывший министр финансов Алексей Кудрин назначен руководителем рабочей группы экономического совета при президенте Владимире Путине. Месяцем раньше он стал заместителем Путина в этом совете и председателем Центра стратегических разработок.
На первый взгляд — типичное кадровое решение в рамках нынешней российской вертикали власти. Ничего сенсационного. Работу Кудрину во властных структурах искали давно. Его прочили то в администрацию президента, то назначали вице-премьером по экономике, то делали главой Центрального банка. Сам он говорил, что вернется во власть, если ему дадут карт-бланш на проведение реформ.
Такие полномочия он не получил, потому что его назначение на самый верх непременно вызвало бы конфликт с путинскими ортодоксами, такими, как экономический советник Сергей Глазьев, и многими другими. В результате поисков был найден компромиссный вариант — Кудрин займется структурными реформами на период с 2018 по 2024 год, а затем до 2030 года. Ключевой вопрос, как он его сам определил — увидит ли Россия устойчивый, в районе 4 процентов, рост экономики или ее ждет топтание еще лет десять в районе нулевой отметки.
Ключевые направления плана Кудрина: внутренние и внешние источники роста, социальная сфера (прежде всего, пенсионная реформа, здравоохранение и образование), правовые институты, судебная система. То есть все те сферы, которые сейчас переживают серьезную деградацию, подвержены коррупции и приговорены к разложению.
Что стоит за решением президента
На назначение Кудрина заместителем председателя экономического совета при президенте тут же отреагировала лондонская Financial Times. По ее мнению, оно стало «одним из важнейших политических шагов главы государства за последние месяцы».
Этот шаг говорит о серьезной обеспокоенности состоянием российской экономики и возможными последствиями парламентских выборов, которые состоятся в сентябре этого года, — пишет FT.
Однако издание отмечает, что пока остается неясным, насколько серьезное влияние будет иметь Кудрин в новой роли. Россия нуждается в серьезнейших структурных реформах, призванных уменьшить зависимость экономики страны от нефтедобычи, улучшить бизнес-климат, привлечь новые инвестиции и повысить производительность. Для достижения этих целей либеральные реформаторы должны получить значительно больше свободы действий.
Вердикт респектабельного западного издания абсолютно верен. Но давайте попробуем посмотреть на ту же картину изнутри.
Выбираться из кризиса поручено самим гражданам
Россия с объективными трудностями и самой же политикой ее властей в последние годы загнала себя в такую яму, что выход из нее будет очень длинным и трудным. Вот лишь некоторые данные, опубликованные в последнюю неделю. Труд в России стал дешевле, чем в Китае, сообщил главный аналитик Сбербанка Михаил Матовников. Средняя зарплата в России, по данным из его сравнительного графика, приведенного в презентации, составляет 433 доллара в месяц. Это меньше, чем в Сербии, Румынии, Китае и Польше.
В феврале-марте 2016 года россияне впервые за восемь лет потратили более 50% доходов на продукты питания. Одновременно повсеместно отмечается сокращение потребительской активности, которое стало следствием негативных явлений в экономике, затронувших не только малообеспеченные, но и средние слои. В марте нынешнего года на 0,6 пункта — до 89% — выросла доля бедных россиян, которые стали экономить на товарах и услугах. Доля представителей среднего класса, перешедших в режим экономии, достигла 79,3%.
Заметный рост цен на продукты питания признает и Росстат. По официальным данным за первые три месяца 2016 года продукты питания в России подорожали на 2,3 процента, а в странах Евросоюза — на 0,4 процента, то есть по сравнению со старушкой Европой цены за этот период в России выросли в 6 раз.
Какой уровень безработицы в России в 2016 году планируется обнародовать официально? По сравнительным анализам и прогнозам аналитиков, уровень безработицы в России может составить 6% от всего общего количество экономически и физически активных людей. Кажется, что цифра эта не столь велика по сравнению и с США, и тем более с западно-европейскими странами, и особенно по сравнению с предыдущими страшными кризисными годами в самой России. Но как бы то ни было, речь идет о том, что в этом году общее количество потерявших работу людей станет больше примерно на 500 тысяч человек по сравнению с годом предыдущим.
В распоряжении информагентства РБК оказался один из последних закрытых отчетов Минтруда для правительства и Кремля по ситуации на градообразующих предприятиях в моногородах. Он показывает, что предприятиям негде сбывать продукцию и она наполняет склады, безработица в моногородах растет. Поэтому там планируется уволить еще 16 тысяч человек.
Как же собираются российские власти выходить из этого положения? По мнению президента партнерства «Новый экономический рост» Михаила Дмитриева, которое он высказал на конференции Credit Suisse, внимание российских элит смещается с борьбы с текущей рецессией на преодоление рисков долгосрочной стагнации.
Имеется в виду следующее. Переключению внимания с краткосрочных проблем на долгосрочные способствовала реакция на текущий кризис. В кризис-2008 государство поддержало население, доходы людей почти не упали, однако это не предотвратило роста недовольства, протестов (мир помнит марши «рассерженных горожан осени-зимы 2011 года, направленных лично против Путина), длительного периода политической неустойчивости, сопровождавшегося падением рейтингов лидеров. Власти извлекли урок из тех событий, и сейчас у них другая стратегия — они решили, что нести тяжесть нынешнего кризиса должно население, чьи доходы и потребление и без того резко упали.
Доля тех, для кого приоритетом является текущее выживание, в 2016 г. составила 41% и превысила аналогичный показатель начала 2000-х годов постдефолтного времени. В результате недовольство не выливается ни в протесты, ни в запрос на социально-экономические изменения: граждане заняты исключительно выживанием, им не до бунтов.
Такая тенденция, по мнению Дмитриева, чревата скатыванием в популизм. В зоне риска может оказаться бюджетная и денежно-кредитная политики. А вот реформы по улучшению бизнес-климата вряд ли будут подвергнуты такому же давлению со стороны населения, и элиты фокусируются на них, считает экономист.
Одним словом, власти пытаются разделить верхи и низы. Первым предлагается искать пути повышения инвестиций, вторым — чесать в затылке, решая вопрос о том, как прокормить семьи, выжить на убогую — ниже чем в Китае — зарплату и мизерные пенсии.
Читатель спросит — а при чем тут Кудрин? Во время массовых демонстраций протеста 2011-2012 годов его, соратника Путина, причисляли чуть ли не к оппозиционным деятелям. Ведь Кудрин выступал с трибуны митингов, участники которых скандировали «Путин-вор».
Президент по-видимому занимается разработкой многоходовой комбинации, в которой Кудрину уделяется с одной стороны роль своего рода приманки для Запада с тем, чтобы он с его репутацией реформатора мог бы снизить накал санкционных мер, а с другой — выступить в роли защитника обездоленных.
«Мы понимаем, что значит прийти в госполиклинику, знаем недостатки системы образования, мы особенно знаем, как работает полиция, — говорит бывший министр финансов. — Последние исследования показывают, что 99% всех дел, доведенных до суда, заканчиваются обвинением, 57% решений получается в спецпорядке и по признанию вины. Это чудовищно, эта система не удовлетворяет уже задачам по развитию экономики. Те институты, которые сложились, если их не перестроить, приведут к стагнации на длительный срок».
Мудрые слова. Но как считают российские эксперты, реформа госуправления, а также судебной системы, здравоохранения и образования, которая будет поручена Кудрину, нужна президенту Путину, чтобы выставить свою кандидатуру и в условиях кризиса успешно победить на выборах 2018 года.
Ставка на то, чтобы население само выбиралось из трудностей — «замечательная» идея. Снижение заработков, повышение цен на абсолютно все продукты помогает власти «удержать» бюджет. Но бесконечно долго проводить такую политику чревато революцией. Программа, которую будет писать Кудрин для «Путина четвертого срока» необходима в частности, чтобы и реформы провести и не разбалансировать окончательно хрупкую социально-экономическую ситуацию в стране.
Что же касается того, для какого премьера пишется эта программа, то здесь мнения расходятся. Одни считают, что Путин сохранит премьером Дмитрия Медведева до выборов 2018 года, а затем радикально изменит состав правительства и, возможно, предложит Кудрину пост премьера. Другие, а их большинство, полагают, что Медведев доказал свою преданность Путину и сохранит за собой этот пост. И в этом случае реформатор Кудрин останется лишь советником президента — балансом против ортодоксов в окружении Путина. А при таком раскладе в России власть по-прежнему будет существовать отдельно, а народ — отдельно. Так, как это происходит сейчас. На самом дне. Как высказался недавно ее президент.