Согласно сообщению Синьхуа, 6 января после подсчета голосов Конгресс США официально подтвердил, что на президентских выборах, прошедших в ноябре 2016 года, Дональд Трамп одержал победу с 304 голосами против 227 голосов кандидата от Демократической партии Хилари Клинтон и становится 45-м Президентом США. Заключительный этап выборов — инаугурация Президента — пройдет 20 января в Вашингтоне.

Трамп неоднократно делал самоуверенные заявления о том, что он «сделает Америку снова великой», и важным инструментом в этом деле для него является возрождение производства. Смогут ли американцы таким образом отобрать у китайцев их работу?

6 января на очередной пресс-конференции Госсовета Министерство коммерции КНР сообщило, что в настоящий момент Китай готовит ряд мер по увеличению притока иностранных инвестиций и ослаблению ограничений для иностранного капитала.

Тем временем Трамп трижды «открыл огонь» в сторону производителей автомобилей. В ожидании дня инаугурации Трамп не сидит без дела. За последнюю неделю в своем микроблоге Твиттер он адресовал три сообщения производителям автомобилей.

В последнем сообщении от 6 января он обращается к японской корпорации Toyota и пишет, что если Toyota построит новый завод за пределами США, то ей придется столкнуться с высокими пошлинами.

«Toyota Motor объявила, что построит завод в Бахе (Мексика) для того, чтобы собирать автомобили Corolla для США. Ничего не выйдет! Стройте завод в США или платите большие пошлины на границе», — предупредил Трамп.

В ответ на это Toyota сообщила агентству Рейтер, что строительство новых заводов в Мексике не приведет к сокращению рабочих мест в Америке. Представитель компании заявил, что Toyota «надеется на сотрудничество с правительством Трампа и намерена работать в соответствии с интересами клиентов и автомобильной промышленности».

Ранее критика Трампа обрушилась на Ford. Тогда Ford Motor заявил, что отказывается от планов по инвестиции 1,6 миллиарда долларов в строительство нового завода в Мексике и вместо этого вложит 700 миллионов долларов в строительство заводов в штате Мичиган, США.


Трамп подверг жесткой критике и General Motors за то, что компания производит машины Chevy Cruze в Мексике, а затем беспошлинно ввозит их в США. General Motors ответил, что большинство Chevy Cruze, продаваемых в Америке, там же и производятся. Собранные в Мексике и проданные в США машины составляют всего 2.4% от общего объема продаж.

Смогут ли американцы отобрать у китайцев работу?

Судя по реакции трех вышеназванных автомобильных производителей, все они, похоже, находятся во власти Трампа и смогут оправдать его надежды вернуть производство в Америку и отвоевать рабочие места для американцев.

Однако посмотрим, что пишет по этому поводу официальное издание Компартии Китая «Жэньминь жибао»: «Капитал стремится в места с низкими издержками и высокой прибылью. Это элементарная закономерность, которая привела к тому, что долгие годы Америка не может решить проблему восстановления традиционного контроля производственной отрасли. Но кто бы ни управлял Белым домом, он не сможет этого изменить».

Действительно, даже если лопнут финансовые пузыри 2008 года, больше всего денег Америка все равно будет извлекать из финансов, а не из промышленности.

Что касается самого Трампа, то фактически его богатство заложено на системе «деньги делают деньги», а его строительные проекты преимущественно опираются на импорт более дешевых произведенных в Китае материалов, с чем он так активно борется. Согласно последнему докладу Блумберг, изданному в журнале «Business week», по меньшей мере в двух из трех крупных строительных проектах, которыми Трамп занимался прежде чем выставить свою кандидатуру на пост президента, в больших объемах импортировалась сталь и алюминий из Китая. Для стройки в Чикаго в Китае было закуплено большое количество энергосберегающих стеклянных стен. Только благодаря этому проекту Трампа американские компании потеряли по рыночным ценам США заказы на сумму более 350 миллионов долларов.

Любой американец, если его спросить, обязательно ответит, что хочет покупать американские товары, произведенные в Америке, однако на практике этого не происходит, потому что, приходя в магазин, человек смотрит на саму вещь, смотрит на соотношение цены и качества и очень редко обращает внимание на этикетку, на которой написано место производства товара.

Сейчас уже вряд ли возможно, что американцы смогут занять место «синих воротничков» из Китая, Вьетнама, Камбоджи и других стран. У современных молодых американцев нет желания и необходимых навыков для выполнения такой работы. С какой точки зрения ни посмотреть, азиатское производство занимает лидирующее положение в мире. Это связано и со всесторонним развитием производства в Китае, и с культурными традициями некоторых азиатских стран и народов. Такое положение вещей дает большие возможности для дальнейшего развития китайской экономики. Поэтому в будущем Китаю необходимо при помощи финансов, налогов и других средств удержать у себя некоторые ведущие предприятия.