Для финских предприятий, чья деятельность связана с Россией, наступают лучшие времена. Об этом свидетельствует барометр Финско-российской торговой палаты. Беспокойство вызывает только низкая инвестиционная активность.


По сравнению с предыдущим осенним барометром улучшение очевидно: значительно больше половины предприятий, которые участвовали в опросе Финско-российской торговой палаты, ожидают подъема в экономике России. Осенью это цифра составляла 27 %.


Менее чем каждый десятый считает, что российская экономика падает. Оптимистичнее всего настроены малые предприятия. Кроме того, статистика Таможенного департамента показывает, что и российский экспорт, и импорт в последние месяцы возросли.


«Это позитивное развитие, но ситуация в стране по-прежнему нестабильная», — говорит директор Финско-российской торговой палаты Яана Реколайнен (Jaana Rekolainen).


После нескольких кварталов падения российская экономика вновь показала 0,3-процентный подъем в последнем квартале прошлого года. Финский экспорт в Россию, упавший в прошлом году на 6%, в начале этого года вырос.


«Но нам по-прежнему далеко до тех цифр, что были до 2013 года», — говорит Реколайнен.


Связанная с Россией деятельность более чем половины предприятий, зафиксированных в барометре, за последние полгода выросла. Лучше всего дела идут у тех, кто ведет бизнес в самой России и одновременно экспортирует туда товары.


Беспокойство по поводу низкой инвестиционной активности


Что касается инвестиций в Россию, финские предприятия, напротив, ведут себя очень осторожно. Даже если они в той или иной степени инвестируют, редко это напрямую касается производства. Низкая инвестиционная активность беспокоит Мику Куйсманена (Mika Kuismanen), главного экономиста «Предпринимателей» Финляндии. По словам Куйсманена, будущий потенциал роста в бизнес-отношениях может свестись на нет, если низкий уровень инвестиций продержится длительное время.


«И хотя многое в барометре позитивно, эта новость плохая», — говорит он.


Компания «Фацер», которая работает в России с 1997 года, в прошлом году подписала Соглашение о намерениях с городом Санкт-Петербургом относительно крупных инвестиций в новое хлебобулочное производство. Оно необходимо в том числе по причине большого спроса на замороженный хлеб, который затем выпекается в локальных магазинах — тренд, набирающий обороты в Санкт-Петербурге и Москве, где расположены российские пекарни «Фацер». Когда именно будет построена новое пекарное производство, пока не решено. По словам Петри Куялы (Petri Kujala), исполнительного директора хлебобулочной отрасли «Фацер», главное — выбрать правильное время.


«Здесь играет роль в том числе и курс рубля», — говорит он.


В остальном, говорит Куяла, информация барометра Финско-российской торговой палаты соответствует собственным наблюдениям предприятия.


«В конце 2014 года курс рубля сильно упал, и это сразу проявилось в том, что покупатели стали выбирать более дешевые продукты. Нам пришлось пересмотреть ассортимент. В 2015 и 2016 годах цены росли быстрее, чем зарплаты, и у людей было меньше свободных денег», — объясняет Куяла.


С прошлого лета «Фацер» снова стала замечать рост покупательской способности и доверия к экономике у русских потребителей. Пекарное производство начало предлагать более дорогие продукты, в том числе в области здорового питания, на которую есть хороший спрос.


Рост протекционизма


В 2015 Россия ввела запреты на импорт множества товаров. Это было ответная реакция на санкции ЕС в связи с аннексией Крыма и вмешательством в конфликт на востоке Украины. Многие из тех предприятий, которые отвечали на опрос барометра Торговой палаты, отметили увеличение протекционизма по следам санкций — условия благоприятствуют местному производству.


По словам Петри Куялы, «Фацер» пострадала от ответных санкций в меньшей степени, чем другие предприятия, так как ее хлебопекарное производство в основном покупает местное сырье и использует местную рабочую силу. С одной проблемой, однако, они тоже столкнулись.


«Когда санкции вступили в силу, мы были вынуждены заменить импортные товары местными, чем воспользовались многие производители, не преминувшие поднять цены. В некоторых случаях местные товары оказались даже дороже, чем те, что раньше импортировались».


Куяла говорит, что «Фацер» в России в течение года переживала как подъемы, так и спады, но компания не перестает делать ставку на этот рынок.


«Мы не должны бояться России. У нас долгая история торговых отношений, сначала в царские времена, затем в советский период. В этой стране 140 миллионов покупателей, это большой рынок».


По словам Финско-российской торговой палаты, самая большая проблема для предприятий — нестабильная экономика, политические риски и курс рубля. Впрочем, как раз эта проблема сейчас уменьшилась, так как рубль усиливается. Кроме того, постоянным источником беспокойства остаются таможенные процедуры.


В опросе для Финско-российской торговой палаты, проведенном в марте центром Taloustutkimus, участвовало 300 предприятий.