Манфреду Веберу (Manfred Weber) все ясно. «Конечно, среди возможных санкций самой серьезной будет частичный отказ от закупок сырья», — сказал председатель христианско-демократической фракции Европейской народной партии (ЕНП) в Европарламенте в беседе с корреспондентом «Шпигеля». Вебер имел в виду возможную реакцию на скандал с Навальным и на вмешательство России в дела Белоруссии. Но от бойкота российского сырья, который грезится вице-шефу ХСС, может пострадать ЕС, а не Россия.
«Нужно внимательно посмотреть на рынок, прежде чем облагать санкциями российские поставки газа в ЕС. Доля российского газа в общем объеме потребления ЕС составляет 40%. Такое количество быстро не заменишь», — говорит Тимм Келер (Timm Kehler), глава организации Zukunft Erdgas, в интервью газете «Хандельсблатт». Zukunft Erdgas рассматривает себя как объединение компаний газовой отрасли. Его членами являются 140 компаний.
«Последствия этого для экономики были бы весьма серьезными, — предостерегает Келер. — Тот, кто выдвигает подобные требование, должен сказать руководителям экономики, что повышение цен и возможные перебои в снабжении будут следствием подобного шага».
Внутри ЕС Германия относится к странам, особенно сильно зависящим от российских поставок газа. На эти поставки в прошлом году пришлось 51,6% всего германского импорта газа. А еще в 2016 году доля России в газовом импорте составляла только 44%. Вот уже несколько лет Россия является важнейшим поставщиком газа в Германию, обогнав Норвегию и Нидерланды.
Значение газа возрастет, в том числе и из-за отказа от атомной энергии и угля
И в будущем Германия будет зависеть от импорта газа. Уменьшения его потребления не предвидится. «Из-за отказа от использования атомной энергии и угля потребность в природном газе для производства электроэнергии несмотря на активное использование возобновляемых источников энергии будет возрастать, так как газ будет нужен как резервное топливо и для возобновляемых источников», — значится в отчете «Germany 2020» Международного энергетического агентства. В отчете говорится также, что растущий спрос на газ приведет к увеличению и без того высокой потребности в импортном газе.
Россия и ЕС жестко привязаны друг к другу
«Представление о том, что российские объемы газа и нефти можно заменить в обозримые сроки, совершенно нереалистично», — говорит Хубертус Бардт (Hubertus Bardt), директор Института германской экономики, в интервью «Хандельсблатту». — Исключать Россию как поставщика энергоносителей — дело крайне рискованное. Можно только предостеречь от подобных умозаключений».
По его словам, Россия и ЕС жестко привязаны друг к другу поставками энергоносителей. «Между ними существует взаимозависимость. И это стабилизирует их отношения», — говорит Бардт.
«Если переметнуться к другим поставщикам, то это может иметь серьезные последствия. В области газа быстрая переориентация вообще невозможна», — утверждает Бардт. Сжиженным природным газом (СПГ), по оценкам Бардта, можно заменить лишь небольшую часть выпадающих объемов.
Зависимость Германии от импорта энергоносителей значительно возросла
«И с нефтью произвести замену будет нелегко. Во-первых, это зависит от самих объемов поставляемой через трубопроводы нефти, которые нужно будет заменить. Во-вторых, важным аспектом является и состав нефти. Наши нефтеперерабатывающие заводы могут работать с нефтью не любого качества», — сказал Бардт.
В целом зависимость Германии от импорта энергоносителей в последние годы значительно возросла. В 2019 году 72% потребности в энергоносителях покрывались импортом. В 1990 году эта доля составляла еще 58%.
На это есть несколько причин. В 2018 году добыча каменного угля в Германии была полностью прекращена. Разработка бурого угля за последние годы также заметно снизилась. Одновременно с этим сократилась добыча нефти и газа внутри страны, потому что месторождения истощились. Развитие возобновляемых источников энергии не смогло компенсировать недостаток других энергоносителей.