ОПЕК и другие нефтедобывающие страны во главе с Россией пытаются оценить потребность глобальной экономики в нефти в условиях продолжающейся пандемии коронавируса. В четверг, после того, как на горизонте замаячила вакцина, страны все же пришли к компромиссу и договорились о скромном увеличении добычи в январе.
Но эти переговоры выявили трения в составе громоздкого объединения под названием ОПЕК+, которое пытается управлять нефтяными рынками с 2016 года. Из-за этой напряженности нефтедобытчикам будет сложнее соблюдать квоты по добыче, если мировая экономика в предстоящие месяцы начнет восстанавливаться.
По условиям соглашения, члены Организации стран-экспортеров нефти, а также Россия и другие страны в январе увеличат добычу на 500 000 баррелей в день, а в последующие месяцы могут увеличить ее еще на столько же. Такое увеличение, составляющее менее одного процента на мировом рынке нефти, начнется в условиях пониженного спроса. Это понижение вызвано пандемией коронавируса.
Это объединение будет ежемесячно проводить совещания, согласовывая дальнейшие корректировки.
Договоренность стала компромиссом между странами, хотевшими увеличить добычу гораздо больше, на два миллиона баррелей в день (что было согласовано на предыдущей встрече), и другими государствами во главе с Саудовской Аравией. Сторонники саудовцев предпочитали сохранить существующие ограничения, оцениваемые в 7,7 миллиона баррелей в день. Свою позицию они объясняли неопределенностью на рынке из-за пандемии.
Прийти к соглашению оказалось неожиданно трудно. Состоявшуюся в четверг встречу отложили на два дня, чтобы официальные лица смогли прийти к общему мнению.
Наверное, достижению договоренности в определенной степени помешали и последние новости об эффективности вакцины от коронавируса. Вызванный этими новостями оптимизм поднял цены на нефть до самого высокого уровня с апреля месяца, а именно в апреле, напомним, произошло их обрушение. Видя, как растут цены, некоторые производители посчитали, что предложение можно увеличить, и решили нарастить добычу, чтобы хоть как-то компенсировать понесенные в этом году потери.
«По мере роста цен ослабевает решимость сдерживать добычу», — сказал исполнительный директор аналитической фирмы «Ай-Эйч-Эс Маркит» (IHS Markit) Бхушан Бахри (Bhushan Bahree).
Поражает то, насколько трудно было уговорить Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), которые издавна являются союзником фактического лидера ОПЕК Саудовской Аравии. Аналитики говорят, что амбициозных руководителей эмиратов раздражают некоторые вопросы, в том числе жесткие квоты, препятствующие их планам существенного увеличения нефтедобычи. Эмиров также беспокоит преобладающее влияние саудовцев и русских при принятии решений последних лет.
Аналитики, включая Бахри, говорят, что ОАЭ, занимающие в ОПЕК по объемам добычи третье место после Саудовской Аравии и Ирака, могут пойти своим путем в нефтяных вопросах.
«Они не хотят быть оттесненными на обочину и послушно следовать за остальными», — сказала Амрита Сен (Amrita Sen), руководящая отделом нефтяного анализа в фирме исследований рыночной конъюнктуры «Энерджи Аспектс» (Energy Aspects).
Министр нефти Саудовской Аравии принц Абдулазиз ибн Салман (Abdulaziz bin Salman), председательствующий на встречах ОПЕК+, выразил недовольство трудностями в выработке консенсуса. В понедельник он предложил уйти в отставку со своего поста председателю влиятельного комитета, который вырабатывает решения этого объединения.
Однако согласно опубликованному в четверг пресс-релизу ОПЕК, нефтедобывающие страны призвали его продолжить работу во главе этого комитета и на встречах ОПЕК+, заявив, что «высоко ценят» его усилия.