Аэропорт был подготовлен хорошо, а контрольная вышка сообщала о плохой погоде. Виноваты пилоты, которые не только не знали русского, но еще и упорствовали в том, чтобы сесть любой ценой. Кто-то на них, несомненно, давил − такова версия российских СМИ, которая появилась уже через пару часов после катастрофы.
После изучения всех обстоятельств катастрофы Российский межгосударственный авиакомитет (МАК) не многое смог добавить к тезисам, которые в последние недели выдвигали российские газеты. Собственно, за одним исключением: он признал, что командир ТУ-154 хорошо знал русский язык. Виновником катастрофы российские эксперты признали (помимо тумана) исключительно польскую сторону: пилоты плохо подготовлены, экипаж плохо сработан, предостережения россиян о плохой погоде проигнорированы. Пользуясь случаем, россияне советуют полякам, что им следует изменить в процедурах и подготовке.
Несомненно, изменения необходимы, и часть вины лежит на польской стороне. "Rzeczpospolita" не раз писала о том, что польские военные летчики недостаточно тренируются. Однако после прошедшей в среду пресс-конференции следует задать несколько серьезных вопросов. Действительно ли вина за катастрофу лежит только лишь на польской стороне? Почему россияне так активно внушают идею, что на пилотов оказывалось давление? И раз такие предположения появляются, то почему мы до сих пор не узнали, о чем разговаривали в кабине? Представитель Польши в МАК Эдмунд Клих (Edmund Klich) не в состоянии высказать свое мнение на эту тему, - как такое возможно? Почему ему известен лишь фрагмент записи разговоров в кабине?
Следует продолжать задавать вопросы о сомнениях, связанных с "черными ящиками". Доедут ли в конце концов до Польши бортовые самописцы или только копии записей? Почему россияне постоянно говорят о передаче копий? Когда это произойдет?
Месяц назад польский генеральный прокурор обещал, что записи окажутся в Польше в течение двух недель. Их до сих пор нет. В чем проблема?