ВРОЦЛАВ, Польша – Еврокомиссия активизировала усилия, направленные на то, чтобы предотвратить подписание соглашения между энергетическим гигантом "Газпром" и Польшей. Причина в том, что оно загонит Польшу в западню долгосрочных контрактов на поставку природного газа и помешает диверсификации источников энергии как в Польше, так и во всей Европе, усилив зависимость Варшавы от российского топлива.
Если комиссия добьется успеха, это может стать ударом для России, которая твердо намерена сорвать любые попытки посторонних компаний получить доступ к ее трубопроводам на всем их протяжении от российских месторождений до высокодоходных европейских рынков.
Александр Смолар (Aleksander Smolar), руководящий варшавским исследовательским Фондом Стефана Батория (Stefan Batory Foundation), который выступает за развитие открытости и демократии, говорит о том, что переговоры по газу с Россией стали для ЕС проверкой на его способность к реализации общей энергетической политики.
"Россия использует Польшу в качестве прецедента и смотрит, удастся ли ей обойти стороной законодательство ЕС, - заявил Смолар, - теперь вопрос в том, кто моргнет первым".
Пока что Евросоюзу не удается добиться больших успехов в деле выработки общей энергетической политики, так как крупные страны-члены ЕС, такие как Германия, Италия и Франция, по-прежнему заключают двусторонние контракты с Россией, причем делают это с минимальной прозрачностью.
Вмешиваться в польско-российские переговоры еврокомиссар по энергетике Гюнтер Эттингер (Günther Oettinger) начал в прошлом месяце. Сейчас речь уже идет о том, что Польша и Россия должны согласовывать новые контракты таким образом, чтобы это соответствовало энергетическому законодательству ЕС, о чем представители Евросоюза заявили в выходные дни.
Официальные лица в Брюсселе поняли, что предполагаемая газовая сделка между Польшей и Россией может вступить в противоречие с энергетическими законами Европейского Союза и особенно с его регламентирующими нормами, которые предусматривают, что внешние компании должны иметь доступ к газопроводам, и что мертвая хватка добывающих и распределительных компаний должна быть ослаблена.
"Мы хотим иметь равные условия, - отмечает пресс-секретарь Эттингера Марлен Хольцнер (Marlene Holzner), - компании, желающие попасть на рынок энергоресурсов, должны иметь доступ к трубопроводам".
Проект контракта между Польшей и Газпромом это исключает, о чем заявляет Еврокомиссия.
Польша стойко поддерживает политику ЕС по диверсификации энергопоставок, особенно с 2006 года, когда Газпром прекратил подачу газа на Украину, заявив, что страна не платит за поставляемый ей газ. В то время Украиной правили прозападные лидеры "оранжевой революции", произошедшей в 2004 году.
Некоторые зависящие от российских поставок страны Восточной Европы говорят, что действия Газпрома имели политическую подоплеку, поскольку Кремль был против "оранжевой революции".
Польша импортирует из России до 7,5 миллиардов кубических метров газа в год, что составляет 65 процентов объема ее годового потребления. После украинских событий она стремится снизить свою зависимость от российских поставщиков, дабы укрепить собственную энергетическую безопасность.
Один из элементов этого плана заключается в строительстве на побережье Балтийского моря терминала для приема сжиженного природного газа. Его строительство может быть завершено к 2014 году. Другая идея состоит в добыче газа из сланцевых пластов. Однако обсуждаемый с Газпромом контракт способен подорвать все эти усилия на пути диверсификации, говорят аналитики.
Предлагаемая сделка предусматривает увеличение польского газового импорта из России на три миллиарда кубометров в год с доведением в 2011 году данного показателя до 10,5 миллиардов кубометров. Газпром хочет, чтобы данный контракт действовал до 2037 года.
"Если эта сделка состоится, инвесторы не захотят вкладывать средства в сланцевый газ и в терминал СПГ, - заявил Смолар, - и тогда Газпром захватит рынок на многие годы вперед".
Кроме того, Газпром требует для себя эксклюзивных прав на использование трубопровода с Ямала, который идет в Польшу через территорию Белоруссии, а не Украины, являющейся главным транзитером российского газа в Европу.
"Здесь речь идет об ослаблении роли Украины как транзитной страны", - утверждает директор украинского Центра европейских и международных исследований Григорий Немыря.
Польская часть ямальского трубопровода принадлежит компании-оператору Europol Gaz, которой владеет Газпром и государственная польская нефтегазовая компания PGNIG. У каждой из сторон по 48 процентов акций Europol Gaz. Еще 4 процента находится в руках совместного предприятия Gas Trading, принадлежащего Газпрому и PGNIG.
Если Газпром и PGNIG. настоят на своем, Europol Gaz сохранит в собственности польский участок ямальского трубопровода, а также коммерческие и эксплуатационные права на него. Данный шаг воспрепятствует как конкуренции, так и открытости.
"Важно, чтобы операторами данного трубопровода были независимые компании", - заявила представитель еврокомиссара по энергетике Хольцнер.
Данный вопрос внес раскол в ряды правящей правоцентристской коалиции премьер-министра Дональда Туска, особенно в связи с тем, что Польша начала собственную "перезагрузку" в отношениях с Россией после долгих лет недоверия и враждебности с обеих сторон.
Отношения между Варшавой и Москвой значительно улучшились после апрельских событий, когда самолет с президентом Лехом Качиньским, его супругой и 94 высокопоставленными польскими политиками и государственными деятелями потерпел катастрофу под Смоленском на западе России. Тогда погибли все, кто находился на борту.
Одну сторону в споре возглавляет польский министр иностранных дел Радек Сикорский (Radek Sikorski), который, выступая за улучшение экономических и политических отношений с Россией, одновременно добивается соблюдения норм и правил ЕС.
"Мы хотим улучшения отношений с Россией, но не любой ценой, особенно если это означает подрыв законодательной базы Евросоюза", - заявил один польский дипломат, попросивший не называть его имя в связи с тем, что переговоры пока продолжаются, а также потому что ему не хотелось, чтобы эта проблема испортила налаживающиеся отношения с Россией.
С другой стороны находится компания PGNIG. и министр экономики Вальдемар Павляк (Waldemar Pawlak), также занимающий пост вице-премьера. Он возглавляет польскую сторону на этих переговорах. По словам польских дипломатов, Павляк не подвергал сомнению условия Газпрома, пока Сикорский не попросил Еврокомиссию тщательно проанализировать проект контракта на предмет его соответствия энергетическим нормам ЕС.
Министерство экономики отказывается отвечать на вопросы по поводу переговоров. "Мы не будем комментировать польско-российские газовые переговоры до их завершения", - заявило министерство.
Компания PGNIG предупредила, что дальнейшие задержки с подписанием соглашения с Газпромом могут помешать ей выполнить заказы своих клиентов из промышленности.