Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Сообщество единых интересов?

© коллаж ИноСмиевропа евросоюз
европа евросоюз
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Произошедшие в декабре 2010 года в Северной Африке и на Ближнем Востоке события стали по масштабу и динамике неожиданностью для основных игроков на международной арене, а в особенности Евросоюза, продолжающего бороться с малоэффективной концепцией общей внешней политики и политики безопасности, а также отсутствием координации национальной политики отдельных стран-членов.

Утвержденное в 2004 году Европейской комиссией и Советом по общим вопросам и внешним связям Стратегическое партнерство ЕС со средиземноморским и ближневосточным регионом предусматривало дальнейшее участие Евросоюза в мирном процессе на Ближнем Востоке и сотрудничество в политической, экономической и культурной сферах. Появившийся четырьмя годами позже Союз для Средиземноморья должен был способствовать активизации европейской политики в отношении стран бассейна Средиземного моря. Поскольку Франция и Германия являются ключевыми членами ЕС, для которых регион Ближнего Востока и Средиземноморья – это приоритетное направление, они заинтересованы играть главную роль как в Союзе, так и в рамках контактов ЕС с Советом сотрудничества стран Персидского залива. Произошедшие в декабре 2010 года в Северной Африке и на Ближнем Востоке события стали по своему масштабу и динамике неожиданностью для основных игроков на международной арене, а в особенности Евросоюза, продолжающего бороться с малоэффективной концепцией общей внешней политики и политики безопасности, а также отсутствием координации национальной политики отдельных стран-членов.

Четыре сферы

Французская и немецкая внешняя политика и политика безопасности в отношении Ближнего Востока и Северной Африки воспринимаются по-разному. Текущую ситуацию в этих регионах следует анализировать через призму игры интересов и активности конкретных стран, принимая во внимание историю и стратегические цели в этом регионе.

Франция присутствует в регионе Средиземноморья уже давно. Географическая близость, стратегические, политические, военные и экономические интересы, близкие личные контакты между политическим классом, экономическими и финансовыми кругами Франции с лидерами региона способствовали ведению «politique arabe de la France» - одного из столпов дипломатии и политики безопасности этой страны. Париж относит регион Северной Африки к сферам реализации собственных стратегических интересов, но для этого ему нужна сильная в политическом и экономическом плане Европа. 

В последние годы глобальное значение Франции уменьшилось, Париж уже не играет ключевой роли в т.ч. и в Северной Африке.  Шансом усилить влияние должен был стать Союз для Средиземноморья. Одновременно Франция стремится к стратегическому партнерству в политическом, экономическом и военном направлениях с членами Совета сотрудничества стран Персидского залива. В 2009 году президент Николя Саркози присутствовал на открытии французской военной базы в Абу-Даби – первой за пределами т.н. французской исторической сферы ответственности. А, например, с Катаром Францию связывает совместный военный комитет, что вписывается в более широкую стратегию глобальной активности этого государства.

В последние годы значение Ближнего Востока и средиземноморского региона выросло также для Германии, чья внешняя политика и политика безопасности связана с четырьмя сферами интересов. Это, во-первых, обеспечение безопасности Израиля и гарантия его права на существование. Во-вторых, предотвращение угроз, исходящих из региона, в частности, терроризма, нелегальной иммиграции, организованной преступности. В-третьих, стремление обеспечить диверсификацию источников энергии. В-четвертых, расширение рынков сбыта для немецких продуктов.

Поэтому в рамках Союза для Средиземноморья Германия планирует поддерживать экономические и политические реформы, а также вести сотрудничество с партнерскими государствами. А ее нынешняя позиция в отношении происходящих в регионе событий проистекает исключительно из собственных национальных политических расчетов.

Сходные цели


Реализуя собственные национальные интересы в регионе Франция и Германия не должны забывать, что у них есть здесь и общие задачи, которые должны быть скоординированы. Ключевым вопросом для международных отношений является завершение палестино-израильского конфликта. Как Париж, так и Берлин поддерживают концепцию «двух государств».

Роль Франции как медиатора этого спора или сирийско-израильских переговоров была ограничена, в т.ч. из-за того, что она воздержалась при голосовании на Генассамблее ООН по докладу  Ричарда Голдстоуна (Richard Goldstone) об израильских и палестинских военных преступлениях. Германия занимала негативную позицию. Париж избегает критики «Хезболлы» и лишь подчеркивает, что движение должно прекратить вооруженные действия, террористической же эту организацию он не признает. Французские власти также указывают на то, что «Хезболла» является интегральной частью политической жизни Ливана, и придерживаются позиции, что углубление отношений с Израилем должно быть поставлено в зависимость от продвижения мирного процесса.

У Германии установились традиционно хорошие отношения не только с Израилем, но также с Ираном и Палестинской автономией. ФРГ поддерживает мирный процесс на Ближнем Востоке, действуя не только на двустороннем уровне, но и в рамках ЕС. О таком подходе говорят проведенные 31 января 2011 года в Иерусалиме немецко-израильские межправительственные консультации, а также прошлогодний визит президента Палестинской автономии Махмуда Аббаса в Берлин. При этом стремление Германии расширить область экономических связей с Ираном вызывает беспокойство Тель-Авива, что, в частности, показал, визит в Израиль немецкого вице-канцлера и министра иностранных дел Гидо Вестервелле (Guido Westerwelle) в ноябре 2009 года. [...]

Энергия из разных источников


Франция и Германия заинтересованы в поставках энергоресурсов с Ближнего Востока и из Северной Африки (речь идет об энергии как из традиционных, так и из возобновляемых источников). И это может стать одной из сфер, где сотрудничество быстро приобретет конкретные очертания.

Импорт нефти может возрасти благодаря использованию существующей инфраструктуры терминалов, танкеров и трубопроводов, но будет требовать и создания новой. «Четвертый коридор» для поставок газа через Турцию, Болгарию и Румынию в Центральную Европу позволит использовать месторождения в Иране, Ираке и Средней Азии. Независимо от планируемого газопровода Nabucco существует также возможность получить дополнительные поставки газа из Алжира благодаря соответствующим действиям в Северной Африке.

На инаугурационной церемонии Союза для Средиземноморья было заявлено о «Средиземноморском солнечном плане», который поддерживает Франция. План предлагает импортировать солнечную энергию из Северной Африки в Европу. Стоит, однако, обратить внимание на конфликт интересов: через год после объявления об этом плане появился конкурирующий проект «Desertec», поддерживаемый немецким правительством. Сильное лобби Франции, связанное с продажей ядерных технологий, безусловно, не откажется от борьбы за клиентов в регионе. Конкуренция заметна и в атомном концерне «Areva», основным акционером которого является французский Комиссариат по энергии. Долю в концерне имеет также немецкий Siemens, но эту компанию не воспринимают там как важного акционера. Оба проекта имеют геополитическое значение, а также влияние на международную обстановку и соперничество в Северной Африке, в особенности между Марокко и Алжиром. Влияют они также и на Общую внешнюю политику и политику безопасности ЕС, и на европейскую политику соседства во всех ее измерениях.

На ситуацию в регионе можно также воздействовать, используя Армению и Азербайджан, т.е. участников программы «Восточное партнерство», а кроме этого Израиль и Турцию, участвующих в сотрудничестве в рамках восточной политики ЕС. Поэтому европейские государства должны координировать мероприятия ЕС в регионе: речь идет не только об экономических интересах, но прежде всего о стратегической политике. Поэтому так важен ответ на вопрос: чем должен быть Евросоюз: лишь организацией, объединяющей государства, которые воспринимают его как «защиту» для своих национальных интересов, или сообществом, имеющим единую стратегическую цель? В эпоху появляющегося в регионе соперничества со стороны Китая и Индии, а также России и Бразилии, только сплоченный Евросоюз, принимающий во внимание интересы каждого своего члена, имеет шансы играть важную роль в ближневосточном и средиземноморском регионах.

Роль Польши

Одним из приоритетов польского председательства в ЕС (который поддерживает как Париж, так и Берлин) будет энергетическая безопасность, являющаяся ключевой потенциальной сферой сотрудничества в рамках Союза для Средиземноморья и с членами Совета сотрудничества стран Персидского залива. Время нашего председательства будет для Северной Африки и Ближнего Востока очень динамичным, изобилующим важными для расклада сил на международной арене событиями.

Особенного внимания и совместных усилий стран «Веймарского треугольника» потребуют ближневосточные вопросы и ответ на вызовы, связанные с событиями в Северной Африке и на Ближнем Востоке. Польша может (в ограниченном масштабе) сыграть роль медиатора в координировании собственных, немецких и французских интересов в этом регионе. У нас хорошие отношения и с Израилем, для которого мы являемся стратегическим партнером в ЕС, и с Палестинской автономией. Растет наше значение в контактах с государствами ССАГПЗ. Так что Польша – это ценный союзник для своих обоих партнеров по «Веймарскому треугольнику».
[...]

Для Франции, Германии и Польши ближневосточный и средиземноморский регионы стали важны из-за их растущего экономического и торгового потенциала. Поэтому наряду с всесторонней активностью в рамках Союза для Средиземноморья, сталкивающегося со сложностями политического характера, государства «Веймарского треугольника» должны придать этой формуле сотрудничества новый характер, привнести в него новые инструменты для совместных действий в регионе. Польша, стремящаяся к диверсификации источников энергии, может вместе с союзниками участвовать в реализации проектов в сфере возобновляемой энергии. 5 апреля 2011 года на прошедшей в Абу-Даби первой сессии Ассамблеи Международного агентства по возобновляемой энергии наша страна (вместе с Францией и Германией) была избрана в Международный совет этой организации, в которую входят 148 стран.

Проверкой политической воли стран «Веймарского треугольника» по углублению сотрудничества станет их общее участие в конкретных проектах в ближневосточном и средиземноморском регионах. Эта организация, которая во время нашего председательства будет отмечать двадцатилетие с момента своего появления, может стать форумом сотрудничества и придавать политические импульсы всему расширенному Евросоюзу. Совместная работа Франции, Германии и Польши может привнести новое значение в европейскую политику соседства, поскольку она принимает во внимание и понимает как ее восточное, так и южное измерение.

 

Адам Кшимовский – вице-президент Института стратегических исследований и анализа.