75% российской нефти проходит через Женеву. Этот сегмент сырьевой торговли особенно близок Владимиру Путину, совершающему блиц-визит в Швейцарию.
Действительно ли председателя российского правительства так сильно беспокоит судьба трудящихся? Дело в том, что официальной причиной визита, с которым Владимир Путин прибыл в Швейцарию во вторник вечером, является выступление на сотой сессии Международной конференции труда (высшего органа Международной организации труда, входящей в систему учреждений ООН - прим.пер.), проходящей в Женеве. Кроме того, в среду, во второй половине дня, российский премьер-министр должен встретиться с Мишлин Кальми-Ре (Micheline Calmy-Rey), президентом Швейцарской Конфедерации. Тем не менее, по итогам встречи глав двух государств даже не запланировано никакой пресс-конференции. По сути, бывшего хозяина Кремля больше интересуют многочисленные российские фирмы, торгующие нефтью, базирующиеся на берегу Женевского озера.
Славящаяся своими банками Женева является также одной из ключевых площадок в области торговли сырьем. Четыреста работающих здесь трейдеров могут похвастаться оборотом в 657 миллиардов евро. Занимая первое место в мире по объему сделок с зерном, хлопком, кофе и рисом, после падения Берлинской стены Женева заняла к тому же лидирующие позиции в области торговли черным золотом, добываемым на востоке. Через Швейцарию проходит 75% российского экспорта нефти и торговля практически всей нефтью, добываемой в Казахстане. Под сенью швейцарских Альп обосновались такие российские нефтяные гиганты, как Gunvor, «Роснефть», ТНК-BP и Litasco (100% дочернее предприятие ОАО «Лукойл»). Владимир Путин, практически не скрывающий своего намерения принять участие в президентских выборах в России, с особой теплотой относится к этим богатым и могущественным российским нефтяным трейдерам.
Налоговый рай
Чем же Швейцария столь привлекательна для российских компаний? Прежде всего, своей политической стабильностью. Затем – благоприятным налоговым климатом. Фирмы, товары которых – такие, как нефть, - не переправляются через территорию Конфедерации, обладают статусом «вспомогательных компаний», гарантирующим им ставку налога на прибыль в размере всего лишь 10-12% по сравнению с 28% в Великобритании – другой важнейшей торговой площадке, расположенной в Европе. Наконец, к услугам трейдеров огромный выбор учреждений, готовых финансировать их деятельность – от швейцарских банков UBS и Credit suisse до французских BNP Paribas и Crédit agricole, весьма активно работающих в Женеве.
Кроме того, можно предположить, что многие богатые россияне решают обосноваться на берегу Женевского озера благодаря тому, что прокурор Женевы Даниэль Заппелли (Daniel Zappelli) не выказывает особого рвения в деле борьбы с организованной преступностью и отмыванием денег. В то время, как его предшественник, Бернар Бертосса (Bernard Bertossa), не боялся в 1990-е годы беспокоить лиц, близких к хозяевам Кремля, Даниэль Заппелли демонстрирует практически полное отсутствие любопытства. Женевское ежедневное издание Le Temps недавно сообщило, что прокурор Женевы по-прежнему является управляющим двух фирм, зарегистрированных в… Панаме. И компании эти известны, в основном, умением водить за нос иностранные налоговые органы. Так что россияне могут спать спокойно.