В международной политике тоже не бывает худа без добра. Это утверждение в некотором смысле оправдывается, как только мы пытаемся проанализировать новую политическую ситуацию в странах Восточной Европы, возникшую после значительного изменения американской внешней политики по отношению к ним и после существенного общего ослабления военно–политической поддержки США своих новых и старых союзников.
Отныне известная «доктрина Обамы», которая привела США к частичной изоляции, значительно изменила политическую ситуацию в Европе. Без американской лидирующей позиции, которая десятилетиями определяла основы европейской политики, всегда базируясь прежде всего на защите общих демократических ценностей, европейская политика и ее политическая ориентация претерпели временное изменение.
Потеря такого руководства, которое всегда определяло генеральную линию в международных отношениях, подтолкнуло различные страны Старого Света к проведению собственной политики для достижения своих целей. Ясным доказательством этого утверждения служит тот факт, что некоторые страны Западной Европы предпочли изменить принципы внешней политики, перейдя от классического подхода, основывающегося на демократических и либеральных ценностях, к такому подходу, в основе которого лежат исключительно или почти исключительно экономические интересы.
Восточноевропейские страны в отсутствии конкретных обязательств Америки по отношению к ним должны были развить и придумать новую систему, которая была призвана гарантировать их безопасность, независимость и политико–экономическое выживание. Анализируя влияние вышеозначенного процесса на различные блоки стран Европейского континента, нужно сказать, что с наибольшими трудностями столкнулись именно страны Восточной Европы, которые после распада блока стран Варшавского договора и Советского Союза стали излишне «зависимыми от Вашингтона», особенно во внешней политике и в некоторых жизненных аспектах внутренней политики.
Как только, начиная с 1992–1993 годов, такие страны, как Польша, Венгрия, Чешская республика, Латвия, Литва, Эстония (и другие страны Восточной Европы и балтийского региона) стали привилегированными союзниками США, они всегда могли рассчитывать на некоторую американскую “помощь” в вопросе их национальной безопасности и в вопросе их внешней политики в целом. Их демократизация и процесс либеральных перемен, который начался в начале девяностых годов, были основной причиной для такого союза. С другой стороны, Вашингтон всегда приветствовал и помогал процессу демократизации любого типа в любой части света, что является основополагающим принципом для этой нации.
После первых трудностей и начального суматошного периода блок новых стран–членов Европейского Союза обрел новое равновесие в области внешней политики и международных отношений. Сегодня многие из них (Польша, Чехия, Венгрия и другие страны региона) под давлением обстоятельств изменили свой политический курс. Некоторые из этих стран даже создали военные союзы внутри НАТО в целях укрепления своей безопасности от любой возможной внешней угрозы (вспомним о недавнем военном договоре Вишеградской группы).
В свете всего этого частичное ослабление внимания Америки к Старому Свету, создало новые тенденции и новые внутренние союзы, чтобы противостоять нарушению старого равновесия. Поскольку внешняя политика Барака Обамы очевидно малопонятна, нерешительна, обнаруживает тенденцию к изоляции, некоторые американские политические аналитики предположили, что отстраненность Америки от европейской политики можно объяснить естественным завершением цикла ее превосходства. В историческом плане подобное развитие событий со времен Римской империи характерно для всех мировых держав, что, как правило, обозначает начало их упадка.
Однако, достаточно проанализировать цифры, свидетельствующие о реальном потенциале США, чтобы прийти к противоположному заключению. Несмотря на недавний экономический кризис и стремительный выход на международную сцену некоторых быстро развивающихся стран, Соединенные Штаты остаются единственной мировой супердержавой. Следовательно, недавний политический “упадок” США на международной арене следует приписать не столько снижению реальных возможностей американской нации, сколько конкретному выбору действующего политического лидера страны и его окружения.