Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Махнула ли Россия рукой на Косово?

Косово давно не является внешнеполитическим приоритетом Москвы, и не нужно ожидать ее активного участия в событиях в южном сербском крае

© РИА Новости / Перейти в фотобанкКосово
Косово
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Косово уже долгое время не принадлежит к числу приоритетов внешней политики России. Поэтому Москва не готова сделать что-то более конкретное, чтобы попытаться предотвратить дальнейшую эскалацию конфликта на севере этого края.

Москва опасается, что Приштина может повторить сценарий 25 июля и снова попытается захватить КПП на севере Косова. Министерство иностранных дел России в заявлении призывает Европейский Союз, НАТО и ООН предотвратить новую попытку Приштины «силой восстановить контроль над территориями с преимущественно сербским населением в Косове». По словам представителя МИД Александра Лукашевича, «большая вероятность того, что несмотря на договоренность от 5 августа воздерживаться от военных действий, Приштина попытается снова с помощью силы восстановить контроль над сербским населением в Косове».

В течение десяти дней, пока продолжались конфликты на севере Косова, Россия в основном держалась в стороне. Заявление Александра Лукашевича было первой реакцией официальной Москвы, и это после соглашения сербских властей с KFOR. Конечно, за исключением заявлений, которые делал посол России в Белграде Александр Конузин. Он, напомним, решение НАТО направить дополнительные войска KFOR на север Косова охарактеризовал как еще одно доказательство большой антисербской кампании.

Группа из двадцати интеллектуалов и общественных деятелей во главе с председателем Демократической партии Сербии Воиславом Коштуницей обратилась с открытым письмом к премьер-министру Российской Федерации Владимиру Путину, в котором просят помощи России в решении проблемы Косова. Подписавшие письмо, среди которых академики Смиля Аврамов, Василие Крестич и Коста Чавошки, а также сербские лидеры в северной части Косова Марко Якшич и Милан Иванович, просят российского премьер-министра воспользоваться своим авторитетом, чтобы Россия инициировала в ООН принятие резолюции о ситуации в Косове и постоянном албанском терроре сербского населения.

Для члена Форума международных отношений Драгана Джукановича и политолога Милана Николича в поведении России нет ничего странного. Эта страна, по их оценкам, точно не будет больше активно включаться в события в Косове.

По словам Джукановича, Россия выступает за некую форму статуса-кво в Косове, единственное, что она бы не позволила, чтобы ситуация была хуже, чем сейчас.

«Косово уже долгое время не принадлежит к числу приоритетов внешней политики России. Поэтому Москва не готова сделать что-то более конкретное, чтобы попытаться предотвратить дальнейшую эскалацию конфликта», - говорит Джуканович и убеждает, что эта страна не будет менять свой формальный юридический статус, но и не будет предпринимать более конкретных действий.

Россия, как отмечает Николич, предоставляла поддержку Сербии в основном на словах, а реальной дипломатической и политической поддержки было мало.

«Все остановилось на словесной дружбе без каких-либо серьезных вмешательств. У России свои проблемы, она хочет продавать топливо ЕС, хочет хороших отношений с США. Несмотря на экономический кризис, у нее устойчивый рост и она хочет использовать это. В то же время она не хочет идти на большие риски. И, наконец, зачем ей это», - рассуждает Николич.

Он считает, что и России ясно, что Сербия утратила Косово и что в лучшем случае может получить только север, а более вероятный сценарий создания некого рода автономной области в рамках Косова. Поскольку риск большой, а выигрыш незначительный, Николич говорит, что понимает рациональную позицию России.

«Если бы Россия хотела принимать более активное участие, она бы оставила свой контингент в Косове, а они ушли первыми. Они могли разместиться на севере Косова, и тогда все было бы по-другому, но они этого не сделали», - констатирует Николич, отмечая, что было бы не совсем честным не сказать открыто об этом тем, кто в Сербии все еще в них верит.