Когда в марте 2009 года в Берлине был подписан меморандум о взаимопонимании между Siemens и российской государственной ядерной компанией Росатом, германский инженерный конгломерат считал перспективы мирового ядерного сектора крайне радужными.
Исполнительный директор Siemens Петер Лешер (Peter Löscher) заявил, что создание совместного предприятия, которое будет фокусироваться на российской технологии водо-водяных реакторов, даст компании возможность «увеличить ее присутствие в секторе атомной энергетики», который, по мнению аналитиков, находился в тот момент на грани возрождения.
Siemens ожидал, что к 2030 году в мире будет построено 400 новых атомных электростанций, что должно было потребовать в общей сложности более триллиона евро инвестиций.
Однако сейчас, два с половиной года спустя, Siemens собирается уйти из ядерной отрасли. Концерн продолжит поставлять турбины для электростанций, в том числе атомных, однако он больше не собирается конкурировать с такими компаниями как Areva, General Electric и Westinghouse в областях строительства или финансирования атомных электростанций.
После аварии на АЭС «Фукусима» источники в Siemens сообщили, что концерн вынужден будет пересмотреть свои связи с Росатомом. Решение Германии отказаться к 2022 году от атомной энергетики, безопасность которой сейчас многие в стране ставят под сомнение, могло создать для Siemens проблемы на его родном рынке.
Впрочем, сомнения по поводу так называемого ядерного возрождения возникали еще до катастрофы на «Фукусиме». Причиной этого стала ситуация вокруг нескольких крупных проектов, время осуществления которых затягивалось при одновременном росте затрат.
«С точки зрения акционеров, ядерная отрасль – это рискованный бизнес, а потенциальные прибыли в ней сейчас стали ниже, чем раньше, - утверждает Джеймс Стеттлер (James Stettler) из группы UniCredit. – Американский [ядерный] рынок выглядит трудным, а вести дела во Франции Siemens и не собирался. В итоге оставались только развивающиеся рынки».
К тому же, продолжая участвовать в ядерном бизнесе, Siemens рисковал подорвать свою репутацию компании-пионера в области «зеленой инфраструктуры», которую он создает себе, продавая целый ряд продуктов - ветряные турбины, поезда, «умные электросети».
Однако выйти из проекта по созданию совместного предприятия будет не так просто. Это потребует длительных переговоров, которые нужно будет проводить крайне аккуратно, чтобы обе стороны могли сохранить лицо.
Г-н Лешер тесно связан с российским премьер-министром Владимиром Путиным. Мюнхенская компания считает Россию ключевым для себя рынком. Достаточно сказать, что только в этом месяце компания «Российские железные дороги» разместила у Siemens и его российского совместного предприятия заказ на поставку поездов на 2 миллиарда евро.
Поэтому, когда Росатом заявил, что отказ Siemens от совместного проекта не нанесет ущерба российской компании, так как СП еще не было создано, это явно успокоило германский концерн.
«Мы понимаем, что у Siemens нет другого выбора: компания должна действовать в соответствии с решением германского правительства отказаться от ядерной энергетики», - заявил в понедельник Росатом .
«Похоже, окончание переговоров с русскими не оставило после себя неприятного осадка, - полагает глава аналитического отдела компании Cheuvreux Бернд Лаукс (Bernd Laux), - В результате этого решения бизнес Siemens, по-видимому, не пострадает».
В любом случае решение концерна подводит черту под тяжелой для г-на Лешера главой. В 2009 году исполнительный директор Siemens отказался от ядерного совместного предприятия с французской Areva, так как он был недоволен подчиненной ролью концерна в проекте. Этот его шаг дорого обошелся германской компании. В мае суд обязал Siemens за нарушение контрактных обязательств выплатить Areva 648 миллионов евро.
Срыв соглашения с Siemens осложнит положение Росатома, который ищет союза с ведущими мировыми ядерными компаниями, чтобы увеличить свою роль на международном рынке.
Росатом обещал продолжать свои ядерные проекты в России, в которой он строит девять новых реакторов и продлевает срок службы действующих АЭС.
На зарубежных контрактах Росатома, в число которых входит поставка ядерных реакторов в Индию и Болгарию, японская катастрофа не сказалась. Китай в апреле начал пересмотр своей ядерной программы, однако позднее вернулся к планам купить у Росатома два реактора для расширения АЭС «Тяньвань». Тем не менее, вновь укрепившееся в мире подозрительное отношение к ядерной энергетике может сорвать планы Росатома по расширению бизнеса в азиатских и латиноамериканских странах, полагающихся на неядерные источники энергии.
В рамках своих попыток интегрироваться в глобальный бизнес Росатом подписал на прошлой неделе соглашение с британской инженерной компанией Rolls-Royce о сотрудничестве в области ядерной энергетики. По мнению экспертов, сотрудничество с Rolls-Royce может помочь российской корпорации получать заказы за рубежом.