Eni недавно объявила о соглашении с Газпромом, на основе которого она предоставит русским доступ к залежам природного газа в Северной Африке в обмен на увеличение собственного доступа к месторождениям газа в России. Комментарий: «североафриканский природный газ часто рассматривается как возможность для Италии и Европы иметь разнообразные источники снабжения и, тем самым, избежать острой зависимости от российского газа. Предоставление Газпрому контроля над североафриканскими месторождениями очевидно наносит ущерб усилиям по диверсификации энергетического снабжения Европейского Союза».
Поражает открытость, с которой американский посол в Италии Рональд Спольи (Ronald Spogli) высказывается в этой депеше, классифицируемой как «конфеденциальная», и которую газета «La Stampa» смогла получить согласно федеральным законам. Доклад был написан в апреле 2008 года и послан приоритетной почтой непосредственно госсекретарю США Кондолизе Райс. Для справки, документ поступил также в Совет национальной безопасности Белого дома и в Министерство финансов. В этот момент в Италии Сильвио Берлускони только что победил на выборах и спешит сформировать свое новое, четвертое по счету правительство, которое вступит в действие 8 мая. Накануне смены администрации американское посольство в Риме (Via Veneto) информирует Вашингтон об одном из приоритетных вопросов для американских национальных интересов: об энергетической политике Рима, который через Eni переплетает сделки, заключенные с Россией, с делами, традиционно ведущимися в Северной Африке, начиная с Ливии.
Эта тема приобретает большую актуальность в наши дни накануне завтрашней встречи в ООН, где будет обсуждаться вопрос о реконструкции бывшей итальянской колонии, которая в ходе восстания изгнала Каддафи изТриполи. Всего лишь в прошлую пятницу Eni подтвердила свое решение уступить Газпрому половину своей квоты в 33% на ливийском месторождении нефти Elephant, продолжая, таким образом, политику открытых дверей с Москвой, против которой Вашингтон протестовал три года назад. Апрельский доклад 2008 года, действительно, начинается с очень ясных положений: «Посол Спольи обсудил вопросы энергетической безопасности с группой руководителей во главе с Джулио Тремонти, человеком, который, согласно самым распространенным ожиданиям, должен занять пост министра экономики в правительстве Сильвио Берлускони. Посол говорил, что опасно слишком доверяться Газпрому и что необходимо диверсифицировать источники энергетического снабжения в Европе.
Итальянская нефтяная и газовая компания Eni (контролируемая и субсидируемая государством) не была откровенно названа при обсуждении, но все понимали, о чем идет речь. Действительно, дипломатия компании, символом которой является собака с шестью лапами, тут же пришла в движение: «Некоторые представители Eni тут же нам позвонили, попросив предоставить им возможность «прояснить некоторые недоразумения», касающиеся их отношений с русскими. Вице-президент компании провел брифинг с нашим экономическим советником, о чем мы сообщим отдельно». Чуть позже генеральный директор Eni Паоло Скарони позвонил послу, попросив помощи в организации встреч в Вашингтоне 5 и 6 мая. Скарони ездил в Брюссель 16 апреля, что явилось частью все той же попытки «прояснить некоторые недоразумения».
Спольи, кажется, не убежден аргументами, использованными ответственными лицами итальянской компании, и объясняет свое мнение госсекретарю Райс и другим представителям американского правительства, предвосхитив, по существу, тезисы, с которыми Скарони приедет в США: «Eni твердо убеждена, что газопровод «Южный Поток» (газопровод, спроектированный Газпромом, чтобы связать Россию с Европой по дну Черного моря) не угрожает Nabucco (газопроду для доставки ресурсов Каспийского моря и Ближнего Востока в Австрию через Турцию именно с целью уменьшить зависимость от Москвы, прокладка которого поддерживается американцами и Европейским Cоюзом)». По этому центральному пункту послу кажется, что итальянцы над ним просто смеются: «Мы указали Eni, что даже сам Путин, кажется, так не считает (смотрите «l’Eurasia Daily Monitor» от 5 марта 2008 года).
Кроме того, генеральный директор Газпрома Алексей Миллер заявил 25 февраля этого года, что «Южный Поток» «исключает» необходимость строительства Nabucco. Русские, по существу, опровергают удобную для итальянцев версию в своем стремлении к глобальному, как кажется, контролю над источниками снабжения энергией. Это опасная игра, к тому же с позиции силы, как продемонстрирует через несколько месяцев спустя, в августе 2008 года война, разразившаяся в этом регионе между Россией и Грузией. Следовательно, Спольи подтверждает мнение Америки: «Наша позиция, касающаяся влияния «Южного Потока» на европейскую энергетическую диверсификацию, была ясно изложена заместителем помощника госсекретаря США Мэтью Брайза 26 февраля: «Конечно, это не способствует диверсификации. «Южный Поток» усиливает зависимость от единственного поставщика». В этом месте доклада Спольи переходит к другой больной теме, касающейся сотрудничества между Eni и Газпромом, а именно, к североафриканским ресурсам.
В картине, нарисованной послом, эти ресурсы являются фундаментальными в проблеме уменьшения зависимости Европы от России, потому что они предоставляют стратегическую альтернативу, повлиять на которую у Москвы нет никаких возможностей. Следовательно, он критикует решение Eni предоставить Газпрому доступ к североафриканскому газу, объясняя, что тем самым наносится ущерб стратегической цели диверсификации. Далее в документе приводится биографическая ссылка на генерального директора Eni, что, кажется, должно подготовить Вашингтон к возможности нанести удар: «Ответственные лица, которые встретятся со Скарони, должны быть в курсе, что, согласно прессе, в 1992 году он признал себя виновным в коррупции при строительстве электростанции в Бриндизи».
Это расследование было частью гиганского скандала, связанного с коррупцией (операция «Чистые руки»), после которого в Италии не осталось послевоенных политических партий. Скарони был осужден на год и четыре месяца тюрьмы, но он не провел в ней ни одного дня. Некоторые доклады о коррупции в Eni имеют недавнее прошлое. Компании принадлежат 25% консорциума Tskj , который находится под следствием со стороны Sec за предполагаемые выплаты должностным лицам Нигерии. Кроме того, в марте 2008 года британские и итальянские власти начали следствие по делу о коррупции при продаже крупной системы мобильной связи в Италии. Утверждается, что служащие итальянской энергетической компании Enel, которая контролируется государством, получили взятки от египетского предприятия, которое могла приобрести эту систему. Скарони был генеральным директором Enel в это время.
Спольи, однако, не закрывает вопрос и надеется на возможные разъяснения: «Нам известно, что Скарони подтвердил встречу с помощниками секретаря и вице-советником по национальной безопасности. Мы настоятельно рекомендуем, чтобы эти встречи состоялись». Речь идет о ключевых персонажах в американской администрации, которые отвечают за развитие отношений с Европой, за экономические и энергетические проблемы в Госдепартаменте США и в Белом доме. Доклады Спольи не объясняют в деталях, как прошли встречи Скарони в Вашингтоне и какие разъяснения были сделаны. В Eni, однако, говорят, что все вопросы были решены благодаря серии встреч на высших уровнях. Новый американский спецпредставитель по энергетическим вопросам Евразии Ричард Морнингстар ослабил критику «Южного Потока», а проникновение Газпрома в Ливию в настоящий момент связано с нефтью, а не с газом.
Завтра все эти темы будут обсуждаться за столом переговоров на встрече «Друзья Ливии в ООН», где примерно 80 делегаций обсудят будущее страны, а следовательно, и доступ к природным ресурсам, которые должны обогатить Триполи.