Текст Соглашения о стратегическом партнерстве между Сербией и Россией готов и будет подписан при первой же следующей встрече сербского и российского президентов Бориса Тадича и Дмитрия Медведева, разузнала «Политика» в правительстве Сербии. Это акт, который не затрагивает деталей сотрудничества между двумя странами, а в первую очередь указывает на высокий уровень политических отношений между Сербией и Россией и выражает политическую волю продолжать их развитие в областях, представляющих взаимный интерес.
Это соглашение, как объявил gрезидент Сербии Борис Тадич после переговоров с премьером Владимиром Путиным, состоявшихся в марте в Белграде, должно было быть подписано к середине этого года. Этого, однако, не произошло. В правительстве говорят, что причина задержки - кризис на севере Косова. Соглашение планировалось подписать в Москве. Говорят, это может произойти в ноябре.
Стороны договорились о подписании документа еще в 2010-м. Об этом, по итогам переговоров в Москве, заявили министры иностранных дел России и Сербии Сергей Лавров и Вук Еремич, объявив, что в первой половине 2011 года соглашение подпишут президенты Борис Тадич и Дмитрий Медведев. Если бы это произошло, Россия бы стала четвертым стратегическим партнером Сербии, после Китая, Италии и Франции, отношения с которыми были подняты до этого уровня. С подписанием этих соглашений, как заявил ранее президент Тадич, поднят международний авторитет и легитимность Сербии в международном сообществе.
Тот факт, что соглашение с Россией до сих пор не подписано и что неизвестно, когда это произойдет, некоторые склонны объяснять как результат возможных разногласий между двумя странами или как поиск момента, подходящего властям обеих государств, находящихся на пороге избирательных кампаний.
Подписание такого договора, по словам представителя Форума по международным отношениям Драгана Джукановича, безусловно, пошло бы на пользу избирательным рейтингам сербских властей. Впрочем, он указывает на некоторые ограничения, поскольку в своей внешнеполитической ориентации Сербия сделала выбор в пользу ЕС.
«Следует внимательно отнестись к тому, в каком объеме может быть заключено такое соглашение с Россией, учитывая, в первую очередь, совместную с ЕС политику внешней безопасности. Любое расширение НАТО воспринимается Россией как угроза ее безопасности. Однако, кажется, что к членству Черногории в НАТО Россия относится спокойно, но когда дело доходит до Сербии, появляются какие-то сигналы, посылаемые администрацией в Москве, о том, что Сербии нежелательно вступать в НАТО», - говорит Джуканович.
Он считает, что, учитывая отношение к России, такое соглашение в любом случае будет оценено большинством сербской общественности положительно. Однако, по его мнению трудно быть стратегическим партнером одновременно с совершенно разными международными игроками. Стратегический партнер, говорит он, может быть только один, а не несколько, при том совершенно разных.
Редактор издания «Нова српска политичка мисао», Джордже Вукадинович считает, что этот вид соглашения не следует ни переоценивать, ни недооценивать. Соглашение с Россией, по его словам, все-таки должно иметь немного больше веса, чем аналогичные соглашения с другими странами.
«Дело даже не в бумагах, а в том, что стоит за текстом соглашения, поскольку такой договор это, как правило, список желаний, принципов и намерений. Для подписания, вероятно, ждут подходящего момента, который бы удовлетворял обе стороны, скорее всего это произойдет когда в России и в Сербии забурлит избирательная кампания. Конечно, при условии, что на тот момент это будет выгодно обеим сторонам», - объясняет Вукадинович.
Хотя «русский столб» сербской внешней политики по значению не может сравниться со столбом, который называется Европейский Союз, поскольку по данным управления статистики Республики Сербии больше половины всего внешнего товарообмена припадает на ЕС, тем не менее, сотрудничество с Москвой набирает силу и значение.
Наиболее важным аспектом двусторонних отношений, кроме строительства «Южного потока» и сотрудничества в энергетической сфере вцелом, является общая позиция по вопросу статуса Косова и Метохии.
Тем временем ЕС внимательно следит за развитием отношений между Белградом и Москвой, о чем свидетельствует доклад Европейской комиссии, в котором сказано, что, реализуя нефтегазовый проект с Россией, Сербия не должна забывать о том, что, как страна, находящаяся на пути в ЕС, она обязана следить за исполнением положений Договора об энергетическом пространстве. Это четкий сигнал, говорят аналитики, что Европа ожидает от Сербии поведения в соответствии с правилами «клуба», в который она хочет войти, то есть она не против сотрудничества с Россией до тех пор, пока сотрудничество это не выходит за рамки европейских правил.