Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Конец эпохи Берлускони

© REUTERS / StringerПремьер-министр Италии Сильвио Берлускони
Премьер-министр Италии Сильвио Берлускони
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Благодаря сочетанию влияния искушенных СМИ, старомодной политики партии и исключительного обаяния торговца, Сильвио Берлускони правил в Италии дольше, чем кто-либо после Муссолини.

РИМ — Благодаря сочетанию влияния искушенных СМИ, старомодной политики партии и исключительного обаяния торговца, Сильвио Берлускони правил в Италии дольше, чем кто-либо после Муссолини.

И поляризовал ее. «Никто никогда так не разделял Италию и итальянцев», — пишет Массимо Грамеллини (Massimo Gramellini), обозреватель туринской ежедневной газеты La Stampa.

 



Его отставка в субботу после 17 лет пребывания в итальянской политике в качестве доминирующей фигуры – чуть больше половины из них в ранге премьер-министра – не нивелирует его присутствие на политической сцене. Он по-прежнему имеет мощную политическую партию, которая теперь борется за свое будущее, и владеет крупнейшей частной вещательной компанией Италии. Но это знаменует символический конец эпохи, в которой медиа-магнат держал страну во власти своих чар.

Бизнесмен, который построил империю недвижимости и СМИ, г-н Берлускони впервые избрался в 1994 году, позиционируя себя реформатором и обещая Италии период рыночных реформ. Но его карьеру, которая была на грани провала из-за громких секс-скандалов и нескольких коррупционных судебных разбирательств, в конце концов, прервал именно рынок, лишивший его поста, когда европейский долговой кризис Европы поразил Италию.

С самого начала г-н Берлускони связал свою судьбу с Италией. Олицетворяя собой итальянскую политику и превратив себя в бренд – добившийся успеха собственными силами, мужественный и хитрый – он трансформировал итальянскую политическую и институциональную культуру таким образом, что это будет давать о себе знать еще много лет.

В последние годы темы сексуальных скандалов преобладали в заголовках СМИ, когда появлялись сообщения о судебных расследованиях безвкусных вечеринок в частных домах премьер-министра с участием множества молодых женщин и даже проститутки, которая проходила в деле под псевдонимом Руби Сердцеедка (Ruby Heartstealer). (Ему грозит обвинение в оплате за секс с несовершеннолетней, хотя оба они отрицают секс, и в злоупотреблении своим служебным положением, когда он помог освободить ее из-под стражи, арестованную за кражу.)

«Он узаконил и сделал нормой такое поведение, стиль противозаконности, который в других странах не допускается даже в малых дозах, — сказал Паоло д'Аркаис (Paolo Flores d’Arcais), философ и редактор левого ежемесячного журнала MicroMega. — И он перевернул все так, что те, кто критиковал его, считались моралистами. Это мир вверх тормашками».

Г-н Берлускони пришел в политику вслед за скандалом о взятках, который нарушил послевоенный политический порядок в Италии, где в течение десятилетий католическая центристская партия противостояла западным коммунистам. В 1994 году в своем телеобращении, беспрецедентном для степенной политической культуры Италии, он пообещал новый мир, и позвал итальянцев идти за ним.

«Я принял решение вступить на игровое поле и заняться политикой, потому что не хочу жить в стране, которая не является свободной и управляется незрелыми политическими силами и людьми, связанными по рукам и ногам с прошлым, ставшим и политическим, и экономическим провалом», — сказал он.

Александр Стилле (Alexander Stille), автор книги о Берлускони «Римский мешок» (The Sack of Rome), сказал, что он олицетворял что-то новое. «Старые политические партии, Христианско-демократическая партия и Коммунистическая партия, представляли распространенные идеологии, и их лидеры были сравнительно малозначимыми, — сказал он. — Берлускони, уже знаменитый, предложил себя: никакой реальной идеологии, кроме своего личного благосостояния».

Читайте также: Берлускони на дне рождения Путина

Это была блестящая стратегия, и она привела его во власть. Но его первый срок длился всего восемь месяцев, он закончился с потерей союзника по коалиции. Г-н Берлускони возглавлял оппозицию до конца 1990-х годов, когда ряд технократических и левоцентристских правительств привели Италию к единой европейской валюте.

Он вновь был избран в 2001 году после доставки увесистого журнала «Итальянская история» до двери каждого дома в Италии. Это шедевр самопрезентации, где он изобразил себя бизнесменом, который создал сам себя, семьянином и любимцем женщин. В популистском стиле там дается его гороскоп (Весы: «он общительный человек, способный на сильную страсть и глубокую любовь») и говорится о его любви к футболу. Он назвал свою партию Forza Italia или «Вперед, Италия» по принятому у болельщиков лозунгу.

Итальянцы восхищались его образом человека состоятельного и сексуально совершенного. «Средний итальянец отождествлял себя с Берлускони, разве что беднее», — пишет обозреватель Грамеллини (Gramellini).

Этот образ сложился в сознании итальянцев и редко оспаривался в средствах массовой информации, которые он контролировал. Его вещательная компания Mediaset встряхнула итальянское телевидение, начав с 1980-х годов демонстрировать дешевые американские мыльные оперы и драмы и запускать новые программы со скудно одетыми танцовщицами, оттянув аудиторию у консервативного государственного вещателя.

К тому времени, когда он пошел во власть в стране, где большая часть населения смотрит телевизионные новости, ему принадлежали три крупнейших частных телеканала, а также популярные рекламные таблоиды и широкоформатная газета.

Придя к власти, он также завладел государственной вещательной компанией, что дало ему почти абсолютную монополию на информацию. Он создал массовую аудиторию и превратил ее в политический электорат.

Читайте также: Атомный альянс Путина и Берлускони

Левоцентристская оппозиция ругала его за конфликт интересов, но даже будучи у власти, она никогда не прилагала серьезных усилий, чтобы юридически запретить это.

Победа г-на Берлускони в 2001 году, которая совпала с введением евро, возвестила о начале эры политического патронажа, которую стали именовать «берлусконизм». Едва проводя грань между государственным и частным, он назначил своего налогового адвокатом Джулио Тремонти (Giulio Tremonti) министром финансов, юристы по уголовному праву из его компании подготовили проект уголовного законодательства, а его сотрудники стали кандидатами и министрами.

Размытость даже распространилась на внешнюю политику. Г-н Берлускони установил тесные личные связи с Владимиром Путиным из России и ливийским лидером Муаммаром Каддафи, что, по его словам, было в интересах Италии. Основу потребности Италии в энергии составляет импортный природный газ. Но опубликованные в прошлом году телеграммы из коллекции WikiLeaks показывают обеспокоенность американских и других официальных лиц по поводу того, что эти связи работали на его бизнес.

Избранный как ориентированный на бизнес реформатор, г-н Берлускони добился знаменитого послабления жесткого трудового законодательства Италии и пытался с разной успешностью модернизировать неэффективный государственный сектор Италии, а также отменил некоторые непопулярные налоги, а другие увеличил.



Защитники говорят, что его усилия были парализованы неисправной системой, которую он унаследовал. «Я не думаю, что это его вина, потому что в Италии провести малейшую реформу требует титанических усилий», — сказал Витторио Фелтри (Vittorio Feltri), главный редактор Il Giornale, газеты, принадлежащей семье Берлускони. Такие же громоздкие парламентские процедуры будут препятствовать его преемнику, добавил г-н Фелтри, «если не случится чуда».

При нем, тем не менее, экономический рост Италии затормозился, ее долги выросли до 2,6 триллиона долларов, что составляет около 120% ВВП, и Италия застряла в международных рейтингах конкурентоспособности и прозрачности.

После его переизбрания в 2008 году, когда возник финансовый кризис, его любовные истории и его парламентские усилия отложить судебные разбирательства в ряде случаев затмевали любые дискуссии об экономике.

Он стал в равной степени известен своими шутками по поводу необычного цвета кожи и бестактностью, которая раздражала одних и нравилась другим. В 2008 году, например, он назвал президента Обаму «красивым, молодым, а также загорелым».

В 2009 году он развелся со своей женой Вероникой Ларио (Veronica Lario), бывшей киноактрисой малобюджетных фильмов, которая расторгла свой почти 30-летний союз с ним после того, как премьер-министр принял участие в праздновании дня рождения восходящей 18-летней неаполитанской старлетки. В этом году газеты опубликовали непристойные подробности секс-вечеринок на его виллах.

На протяжении многих лет его судили за уклонение от уплаты налогов, подкуп судей и другие экономические преступления. В каждом случае его либо оправдывали, или приговор был обжалован, или срок давности истекал. Он однажды назвал себя «самым преследуемым прокурорами политиком за всю мировую историю на протяжении веков» и сказал, что он потратил на оплату юридических услуг около 270 миллионов долларов.

Скандалы будут преследовать его; ожидается, что несколько судебных процессов, которые ему удалось отложить из-за служебных обязанностей, будут продолжены.

Прежде всего, г-н Берлускони был блестящим оратором. Он говорил итальянцам то, что они хотели услышать, даже если они ему не верили.

Читайте также: Руби и 10 девушек у Берлускони, в гостях у которого Путин

Индро Монтанелли (Indro Montanelli), бывший главный редактор Il Giornale, который умер в 2001 году, однажды заметил о г-не Берлускони: «Правда — это то, что он считает правдой». Этот принцип продолжал действовать, пока не вмешалась экономическая реальность.

Г-н Берлускони пользовался огромной популярностью, и миллионы сторонников защищали его до конца, обвиняя в скандалах не в меру усердных судей.

«Я думаю, он сделал много хорошего для страны, и я никогда не думал, что мы должны стыдиться его, — сказал в субботу в центре Рима бизнесмен, представившийся как Джулио. — Вы думаете, он единственный, кто спал с проститутками и эскортом?».

Для его сторонников, как и для г-на Берлускони, политическое не слишком отделялось от личного. Когда во вторник он потерял большинство в парламенте, поваленный горсткой своих собственных законодателей, камера зафиксировала на фото листок бумаги, на котором г-н Берлускони вел подсчет голосов, и рядом с обведенной цифрой 8, роковым для него числом голосов, было слово – «предатели».