Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Интеграция принесет пользу российской экономике

© коллаж ИноСМИРоссия и ЕС
Россия и ЕС
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Долговой кризис в еврозоне серьезно изменил отношение экспертов к интеграции. Однако России интеграция все же необходима, считают участники Гайдаровского форума в Москве.

Москва - Долговой кризис в еврозоне серьезно изменил отношение экспертов к интеграции. Однако России интеграция все же необходима, считают участники Гайдаровского форума в Москве.
 
Отношение к интеграционным процессам в последнее время у многих экспертов меняется. Связано это не в последнюю очередь с долговым кризисом, охватившим еврозону. Замдиректора Института Европы РАН Валентин Федоров уверен, что «потенциал дружбы стран ЕС почти исчерпан, чего нельзя сказать про отношения России и ЕС, в первую очередь с Германией». Об этом он заявил в своем выступлении в рамках круглого стола, прошедшего 19 января на Гайдаровском форуме в Москве.

Создание таможенного союза между бывшими республиками СССР, по мнению эксперта, тоже является позитивным шагом. Идею превращения рубля в единую валюту для союзных государств Валентин Федоров поддерживает, однако в то, что российская денежная единица может стать резервной - не верит. «В практическом плане поставлена задача превращения Москвы в мировой финансовый центр. Это явное забегание вперед. Для того чтобы Москва стала таким центром, нужно очень многое сделать и прежде всего - поднять нашу экономику», - заявил Федоров в интервью Deutsche Welle. По словам эксперта, нужно заняться реиндустриализацией, восстанавливая промышленные предприятия, закрытые за прошедшие 20 лет.

Читайте также: Экономическая интеграция на постсоветском пространстве


Россия - это не только Европа

На примере российского автопрома можно наглядно увидеть ошибки, допущенные российскими властями. Почти все автозаводы расположились сегодня на европейской части России, заметил Федоров. При этом большая часть страны находится в азиатской части континента. Выбрав путь создания совместных предприятий, логично было бы налаживать сотрудничество не только с европейскими, но и с японскими автопроизводителями и предлагать им строить заводы на Дальнем Востоке. В противном случае через 20-30 лет мы получим полностью опустошенный сибирский регион.

«Если это произойдет, нам вскоре не хватит мощи экономики для того, чтобы удержать две трети своей территории, - уверен Валентин Федоров. - И где, я спрашиваю, наша дальновидность? Где наша политика?»



Доцент кафедры экономической теории Всероссийской Государственной налоговой Академии министерства Финансов РФ Константин Андрианов не видит ничего удивительного в отсутствии у правительства России экономически обоснованных планов на будущее, поскольку до сих пор в действиях властей логики не наблюдалось, а ошибок, напротив, было слишком много.

Время упущенных возможностей

«Не секрет, что последнее десятилетие ознаменовалось крайне благоприятной конъюнктурой на мировых рынках углеводородов, и Россия имела уникальный шанс сократить разрыв в уровне социально-экономического и технологического развития с передовыми странами. К сожалению, эти годы стали временем упущенных возможностей», - заявил Андрианов в интервью Deutsche Welle. Одной из причин, помешавших России выйти в лидеры, по словам эксперта, является отсутствие достаточного участия государства в экономической жизни страны.

Еще по теме: Интеграция интеграций


В пример российским властям Константин Андрианов привел Германию, где, как считает эксперт, удачно сочетаются государственное регулирование и частный бизнес. То, как германские власти проводят свою политику в области экономики, Андрианов назвал «ювелирным». Проблема российской власти состоит еще и в том, что она неверно расставляет приоритеты. Например, во время кризиса, вспоминает эксперт, большие средства были выделены на спасение банковского сектора, тогда как стоило напрямую субсидировать промышленность.

В результате, деньги были в большом количестве выведены за границу, а предприятия, которые банки должны были кредитовать, остались ни с чем. Декан российско-немецкой высшей школы управления Российской Академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ (РАНХиГС) Владимир Фальцман также считает, что сложности с конкурентоспособностью технически сложной продукции в России возникли из-за неверных управленческих решений. И в будущем с таким подходом будет трудно, а, порой, невозможно поднимать экономику страны, уверен эксперт.

Хуже, чем есть, не будет

Например, все тот же автопром. По данным Фальцмана, производство легковых автомобилей в России упало с 1103 тысячи единиц в 1990 году до 600 тысяч единиц в 2009 году. Экспорт российских автомобилей прекратился в 2000 году, тогда как импорт все это время продолжал расти. В период с 2011 по 2020 годы можно предположить развитие российского автопрома за счет промышленной сборки иностранных моделей на заводах, расположенных на территории страны, но в целом, по словам Фальцмана, импортоориентированное развитие будет доминировать.

Читайте также: О деградации на примере призывов к "интеграции"

Еще хуже дела обстоят с авиационным производством. Правда, здесь надо разделять гражданскую и военную авиацию, но в целом развитие самолетостроения также идет по импортоориентированному типу. Таким образом, делает вывод Владимир Фальцман, вступление в ВТО и таможенный союз ничего плохого России сделать не могут, так как все плохое, что могло быть сделано, было сделано раньше. А, значит, интеграция, по пути которой идет сегодня страна, скорее, благо, чем зло. Осталось только грамотно воспользоваться открывшимися возможностями.