Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Франция: всякое еще может случиться

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Марин Ле Пен — единственная, которая торжествует победу, используя лозунг 1968 года: «это только начало, борьба продолжается». Ее отец Жан-Мари Ле Пен, старый борец Франции времен Виши никогда бы даже не помыслил процитировать лозунг студентов эпохи парижского мая.

Марин Ле Пен — единственная, которая торжествует победу, используя лозунг 1968 года: «это только начало, борьба продолжается». Ее отец Жан-Мари Ле Пен, старый борец Франции времен Виши никогда бы даже не помыслил процитировать лозунг студентов эпохи парижского мая. Это - результат смены поколений от послевоенного к постидеологическому. Почти каждый пятый француз проголосовал за эту белокурую синьору, которая обещает «взорвать две партии: финансовую и банковскую».

Эти две  партии или, лучше сказать, их лидеры Николя Саркози и Франсуа Олланд, участник президентских выборов от Социалистической партии Франции, вчера узнали о первых результатах после проведения почти годовой избирательной кампании: победил Олланд (28,50%), но его результат ниже ожидавшегося. Саркози набрал 27,09% голосов избирателей, он единственный президент Пятой республики, проигравший в первом туре. Но если он потерпит поражение через пятнадцать дней, он не будет первым, который не подтвердил свой мандат: в 1981 году Жискар д’Эстен потерпел поражение от социалиста Франсуа Миттерана.

Олланд в случае поражения тоже не будет первым: Лионель Жоспен после первого тура шел впереди в 1995 году, но потом выиграл выборы Ширак. Все это я говорю для того, чтобы показать, что президентская гонка еще не завершилась и все еще может случиться.

Читайте также: Марин Ле Пен может решить исход второго тура

Со вчерашнего вечера  началась новая игра, которая разворачивается по другим правилам в отличие от той, что только что завершилась. В первом туре избиратели отдают предпочтение своему кандидату, во втором - двое оставшихся претендентов, набравших наибольшее число голосов, борются за поддержку голосующих. Выигрывает тот, кто набирает пятьдесят процентов голосов плюс один.

Арифметический подсчет показывает, что на основе вчерашних результатов можно предположить, что правый фланг находится в несколько более выигрышном положении. Суммируя голоса, поданные за Саркози и Ле Пен, получаем около 44%. Если сложить голоса, отданные за Олланда, лидера «Левого фронта» Жан-Люка Меланшона (Mélenchon) и главу зеленых  Еву Жоли (Eva Joly), набирается чуть более 42%. Кроме того, есть еще голоса, отданные за центриста
Франсуа Байру (в 2007 году он набрал 18%, а вчера только 8%), а также голоса сторонников кандидатов от еще четырех правых и левых партий, набравших чуть больше одного процента голосов.



Но в политике арифметический подсчет почти никогда не оправдывает себя. Сторонники Байру могут склониться как вправо, так и влево. Французы, отдавшие голоса Марин Ле Пен, вовсе необязательно проголосуют за Саркози. Она выскажется первого мая, в день традиционной демонстрации сторонников ее партии на улицах Парижа, которая заканчивается у памятника Жанне д’Арк в Тюильри. Но легко предвидеть, что она не призовет голосовать за Саркози, которого Марин и ее отец считают настоящим противником: по их мнению, правые распродают Францию. Для нее, что Саркози, что Олланд.- все едино. После целой избирательной кампании, направленной против президента республики, было бы странно призывать голосовать за него. Партия «Национальный фронт» выступает против системы, она не играет в политические игры, в Национальной ассамблее нет ни одного ее депутата.

Также по теме: Андре Глюксманн - Я недоволен Саркози

Это, конечно, не означает, что все проголосовавшие за «Национальный фронт», последуют за своим лидером. Это непредсказуемая часть электората, которая в основном выступает против системы. Приблизительная прикидка на основе результатов прошлых выборов позволяет предположить, что около 50% сторонников Ле Пен проголосует за Саркози, 25% вообще не пойдет голосовать, а оставшиеся 25% отдадут свои голоса левым.  Это не должно удивлять: карта распределения голосов за «Национальный фронт» в точности соответствует карте французского промышленного кризиса. Рабочие меньше голосуют за левых, но они теперь  могут выбрать во втором туре между социалистом и Саркози.

Подсчет голосов за социалистов более легок.  Лидер «Левого фронта» Жан-Люк Меланшон удивил в этой избирательной кампании. За него было подано меньше голосов, чем предсказывали общественные опросы (11,7% против предсказанных 14%), но сомнительно, что все его сторонники проголосуют за Олланда. Он сам, который еще два года тому назад состоял в Социалистической партии, призвал голосовать против Саркози через десять минут после закрытия избирательных участков. То же самое сделала и Ева Жоли, кандидат от зеленых, набравших всего 2,3% голосов. Число сторонников Олланда — надежно, и оно может только вырасти, позиция президента более шаткая.

Но сегодня все начинается с нуля. Николя Саркози вчера перед активистами Mutualité выглядел удовлетворенным. Ясно, что он боялся худшего. Олланд в своем городе Тюле, далеко от  Парижа занимает осторожную позицию. Саркози тут же назначил три телевизионных дебата вместо одного, как предполагалось ранее. Президент всем своим существом отдается борьбе. Такова его политика, которая пять лет  тому назад привела его в Елисейский дворец, но которая, возможно, теперь приведет его к поражению: ставить на все, никогда не отступать. Олланд, который в отличие от своего противника соблюдает спокойствие, тверд и беспристрастен, уже ответил отказом. Накал борьбы растет. Как сказала бы мадам Ле Пен, «борьба продолжается».