Европа весьма активно собственными руками «роет могилу» своему процветанию. Промышленность, зародившаяся в Европе, практически сводится на нет, и с каждым годом все сложнее найти товар со штампом made in с названием одной из европейских стран. Из благополучной Европы уже сбежали практически вся химическая, строительная отрасли промышленности, а сейчас сокращаются некогда считавшиеся высокоприбыльными отрасли, связанные с производством мобильных телефонов, автомобилей и т.д.
Главными факторами бегства производства из развитых стран стали высокие заработные платы служащих, социальные отчисления, и порой слишком жесткие экологические требования. Ситуация усугубляется тем, что принимаемые решения не способствуют исправлению экономической ситуации в Старом совете, так как нет единства со стороны главных стран-игроков. Налицо все углубляющийся раскол в единой Европе, и если еще пару месяцев назад мы говорили о непонимании между лидерами, с одной стороны, Великобритании, а с другой - Франции и Германии, то сейчас мы получили еще одно противостояние уже между Францией и Германией.
А это уже однозначно раскол, так как речь идет уже о более узкой кооперации европейских стран в рамках еврозоны. И тому, насколько позиции стали полярно противоположны, весь мир стал свидетелем на текущей неделе.
Большинство лидеров европейских стран в ходе неформального саммита в среду поддержали идею выпуска коллективных облигаций Германия также может оказаться вынуждена согласиться на этот шаг, сказал в интервью телеканалу La7 итальянский премьер Марио Монти. «У Европы вскоре могут появиться еврооблигации», - сказал он, отметив, что выход отдельных стран из валютного союза не отвечает экономическим интересам Германии. «Объединенная Европа отвечает интересам Германии», и поэтому Берлин в дальнейшем также захочет поддержать выпуск облигаций, считает он.
Другие участники брюссельской встречи, как уже сообщалось, были менее оптимистичны в своих оценках, говоря, что идея еврооблигаций не получила всеобщей поддержки. В четверг глава Европейского центрального банка (ЕЦБ) Марио Драги призвал европейских лидеров совершить рывок к более тесному бюджетному союзу, чтобы обеспечить вывод еврозоны из кризиса.
ЕЦБ активно поддержал Европу, осуществив массированные вливания денежных средств в банки и покупая облигации. В последнее время усилились призывы к ЕЦБ возобновить интервенции на рынке госдолга и поддержать банки перед лицом возможных потрясений, связанных с выходом Греции из еврозоны. Однако М.Драги предостерег европейских лидеров в ходе саммита от давления на независимый ЕЦБ, пишет Financial Times. Руководители банка считают, что он и так уже сделал больше, чем хотел, для помощи еврозоне, и что сейчас главная ответственность лежит на правительствах европейских стран. Растет вероятность того, что ЕЦБ будет вынужден снизить базовую процентную ставку, чтобы поддержать деловую активность. Макроэкономические данные вызывают опасение, что страхи по поводу выхода Греции из зоны евро вызвали перелом тенденции в экономике, а это угрожает стабильности всех стран региона. Продолжает расти безработица, достигнув максимума более чем за 20 лет.
Деловая активность в перерабатывающей промышленности и сфере услуг еврозоны снизилась в мае, свидетельствуют предварительные значения индексов менеджеров закупок (PMI) Markit Economics. Сводный индекс деловой активности 17 стран еврозоны опустился в текущем месяце до 45,9 пункта с 46,7 пункта в апреле, тогда как экономисты, опрошенные агентством Bloomberg, ожидали снижения всего до 46,6 пункта. Индекс делового доверия во Франции в мае 2012 года упал до 93 пунктов с 95 пунктов в апреле, тогда как эксперты ожидали его снижения лишь до 94 пунктов. В Германии индекс доверия предпринимателей Ifo упал в мае до минимальных с ноября 106,9 пункта по сравнению с 109,9 пункта в апреле. Аналитики, опрошенные агентством Bloomberg, ожидали снижения этого показателя до 109,4 пункта. Ухудшение доверия отмечалось впервые за 7 месяцев. Между тем до сих пор германская экономика сохраняла иммунитет против проблем Южной Европы.
Прошедший в среду неформальный саммит ЕС, как и ожидалось, не завершился принятием каких-либо принципиально новых решений. При этом европейские лидеры в ходе дискуссий в Брюсселе не смогли преодолеть разногласий в отношении выпуска совместных еврооблигаций, против которых выступает Германия, но идею которых поддерживают Франция, Италия, Испания. Президент Франции Франсуа Олланд ясно дал понять, что его предложения не нашли полного понимания у коллег, хотя он был не единственным сторонником единых облигаций. Он сказал, что некоторые страны проявили «полную враждебность» к плану, другие же считают возможным выпуск коллективных бумаг только в долгосрочной перспективе. При этом в ходе дискуссии не было «конфликта и конфронтации», сказал французский лидер. Канцлер ФРГ Ангела Меркель считает общие еврооблигации преждевременными в условиях отсутствия в еврозоне единой бюджетной политики. В этом вопросе Германию поддерживают Нидерланды, Финляндия, Австрия. На этой неделе снижение курса евро может оказаться рекордным с начала года («Интерфакс»).
Депутаты Европарламента поддержали большинством голосов введение в ЕС налога на финансовые операции. Об этом сообщается в пресс-релизе законодательного органа. За введение налога проголосовали 487 депутатов, 152 - против, 46 воздержались. В сообщении отмечается, что от уплаты налога должны быть освобождены пенсионные фонды. Решения Европарламента носят консультативный характер и не имеют обязательной юридической силы. Ввести налог на финансовые транзакции предлагалось еще в 2009 году. Прошлым летом власти Германии и Франции возродили эту идею, а в конце года введение нового сбора поддержала Еврокомиссия. Ранее изучение общественного мнения показывало, что около 66 процентов европейцев поддерживают налог на финансовые транзакции, известный также как «налог Тобина» (назван так в честь нобелевского лауреата Джеймса Тобина, впервые предложившего вводить сбор с международных финансовых операций для поддержки развивающихся стран).
В соответствии с предложениями Еврокомиссии планируется взимать 0,1 процента от суммы операций с акциями и 0,01 процента - от суммы операций с производными финансовыми инструментами. Сумма сборов, по прогнозам ЕК, может составить до 55 миллиардов евро в год. Вступление закона в силу во всех странах Евросоюза ожидается в конце 2014 года. Против введения «налога Тобина» выступали Великобритания, Ирландия, Швеция, Мальта и Чехия. В частности, британский премьер-министр Дэвид Кэмерон ранее заявлял, что постарается приложить все усилия, чтобы блокировать ввод нового сбора. По его мнению, вводить налог на финансовые транзакции необходимо во всем мире, иначе пострадает экономика ЕС. Консалтинговая компания Ernst & Young в начале января подсчитала, что из-за снижения других сборов, которое может произойти в результате падения доходов финансового сектора после ввода «налога Тобина», в бюджетах стран ЕС появится дыра на 116 милллиардов евро.
Отметим, что ввод новых налогов для покрытий государственного долга в европейских странах вызывает однозначно негативную реакцию со стороны предпринимателей и населения. В европейских странах сложился замкнутый круг, снижение государственных расходов и увеличение налоговой нагрузки приводит, как видим, заметному сокращению валового внутреннего продукта в данных странах. Заметно растет количество безработных, что также приводит к сокращению налогооблагаемой базы, и в итоге получаем в очередной раз снижение сбора налогов.
Наиболее сложная ситуация складывается в Греции, где население практически доведено до грани в свете сокращения рабочих мест, ликвидации многих социальных выплат, снижения пенсионных отчислений. Руководители Испании и Италии боятся, что им придется повторить судьбу Греции. Ради справедливости стоит отметить, что главная беда в данных южных европейских странах заключена в единой валюте - евро. И лучшим вариантом для Греции, а в дальнейшем и других стран еврозоны, могла бы стать разработка действенного механизма отказа этих стран от евро.
Отметим, что до введения евро на европейском пространстве действовала единая валютная система (ЕВС), и национальные валюты рассчитывались по курсу экю. Примечательно, что Италия, которая вошла в данную единую валютную систему в 1979 году, в дальнейшем была вынуждена ее покинуть из - за сильной девальвации национальной валюты итальянской лиры в условиях экономического кризиса итальянской экономики в начале 90-х годов. Но уже поправив экономическое положение 1996 году, Италия вновь стала полноправным членом ЕВС.
То есть, и в случае евро создатели еврозоны должны были придерживаться хотя бы условной расчетной величины национальных валют к евро. И в случае крупного финансового кризиса отдельно взятой страны или группы стран создать своеобразный карантин. После процесса выздоровления Греция или какая-нибудь другая страна может вновь присоединиться к странам еврозоны.
А сейчас искусственное поддержание Греции или других стран только усиливает раскол Европы и создает политическое напряжение между ведущими европейскими странами, которое, в конечном итоге, может привести к разрушительным последствиям всего положительного опыта и достижений наработанного за последние десятилетия интеграции на пространстве Европейского Союза.